Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

Александр КУЗИН: С детьми нельзя сюсюкать!

Известный режиссер — о Гарри Поттере и судьбах детского театра

 

В Петербурге приверженец классической драматургии Александр Кузин — частый гость. В завершающемся сезоне в Театре «На Литейном» он выпустил премьеру — спектакль «Семейный портрет» по пьесе Горького «Последние». А теперь вот прибыл на фестиваль «Радуга», в рамках которого сегодня официально отмечает 90-летие ТЮЗ им. Брянцева — театр, с которым его роднят творческие и человеческие связи.

 

Ася Ширшова в роли Любови в спектакле «Семейный портрет». Фото: Виктора ВАСИЛЬЕВА

— Как надо разговаривать сегодня со зрителем в детском театре?
— Если бы я знал ответ на ваш вопрос, я был бы Брянцевым. Но я не знаю: все так же в потемках брожу. Как и многие мои коллеги, с опаской посещаю спектакли ТЮЗов, потому что боюсь найти в них то, от чего сам ушел из детского театра.

 

— Вы говорите о том, что в ленинградском ТЮЗе называли тюзятиной, правильно?
— Да. От простых решений, от развлечения. От походов классами на классику, которую страшно ставить в ТЮЗах. От того, что с детьми можно сюсюкать. А вот Корогодский (Зиновий Яковлевич возглавлял Ленинградский ТЮЗ с 1962 по 1986 год. — Прим. авт.) этого никогда не делал, поэтому у него был грандиозный театр, на котором и я сам был воспитан. Мы же ходили в ЕГО театр, а не просто «в ТЮЗ». Наверное, надо очень серьезно разговаривать о времени и о себе и пытаться искать особые, «детские темы». Но (может быть, я и не прав!) после выхода «Гарри Поттера» проблема ТЮЗа как такового закрыта. Вот в этой сказке, а потом и в поставленных по ней фильмах сошлось все — и волшебник, и любовь, и сложные драматические ситуации, и невероятный экшн. Какого уровня там артисты играют! А что сегодня может театр предложить подростку? Драматургию, которая ничего про них не пишет, а если и пишет, то так страшно, так безнадежно констатирует, что наркомания, что матом ругаются...

— Но ведь если в театр не прийти в детстве, можно и вовсе в него не ходить, а ведь он — неотъемлемая часть культуры. Как же можно привлечь юных?
— Когда-то давно я пытался сосватать в свой театр Ролана Быкова на постановку «Айболита». А он мне сказал: «Зачем вам эта труха? Надо говорить о вечном. Вы что, не знаете, что в мировой литературе есть вечные темы?» Мне кажется, что театр сегодня — это не только стрелялки-догонялки, но и серьезные вещи. Почему нельзя делать Шиллера — «Разбойников», Достоевского — «Подростка»? А Гоголя? Но только по-настоящему надо делать...

Недавно я восстановил в Петербурге два своих спектакля: один еще студенческий — «Дембельский поезд», который идет на малой сцене ТЮЗа, и «Датскую историю», поставленную по пьесе Адольфа Яковлевича Шапиро (он же и был инициатором восстановления этого ярославского спектакля), основанной на андерсеновском сюжете о гадком утенке. Надеюсь, что в будущем появятся и новые проекты. Я очень хорошо отношусь к вашему городу, хотя он не принимает чужаков: глупости прощает только тем, кто здесь «от горшка»…

Досье

 

Александр Сергеевич Кузин — народный артист РФ, главный режиссер театра «СамАРТ» (Самара), профессор Ярославского государственного театрального института, руководитель актерской мастерской.

Лауреат премии Ленинского комсомола, премии Ярославской области за заслуги в развитии театрального искусства, премии Самарской области «Театральная муза-99», премии Станиславского в номинации «За вклад в театральную педагогику», постановщик более 60 спектаклей.

 

Беседовала Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
↑ Наверх