Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Александр Мальцев: Я колдовал, как злой гений Ротбард

Корреспондент «ВП» познакомился с первым в истории России чемпионом мира по синхронному плаванию

Российские девушки приучили нас к победам в синхронном плавании, но то, что произошло в Казани на чемпионате мира по водным видам спорта, — все равно сродни чуду: добыто первое в истории золото в программе смешанных дуэтов. И вместе с Дариной Валитовой его завоевал наш земляк, Александр Мальцев. Да, именно мужчина! С чемпионом мира познакомился корреспондент «ВП».

Фото: kazan2015

Мне говорили: «Да когда ты наконец уйдешь?!»

— Поздравляю, Александр! Вы ощущаете, что переписали историю синхронного плавания? Единственный в нашей стране синхронист — и уже чемпион мира! 
— Я просто очень сильно рад. И ощущаю ответственность. Первый чемпионат мира по синхронному плаванию в микст-дуэтах ушел в историю, и наши с Дариной Валитовой имена вписаны в нее золотыми буквами. Да, я — единственный в нашей стране мужчина-синхронист и оправдал надежды многих людей, которые на нас очень рассчитывали. 

— Для России и для Петербурга син­хронист-мужчина — уже чудо. Как вы оказались в этом виде спорта? 
— В бассейн меня привели родители — в семь лет: чтобы я научился плавать и для гармоничного развития. Никто тогда не думал, что я стану чемпионом. Да и я сам перед собой не ставил никаких соревновательных задач. И плавать толком не умел — был в этом отношении учеником проблемным. Зато когда у меня стало получаться, решил: будь что будет — пойду до конца. И принялся мечтать о том, что когда-нибудь выступлю на официальных турнирах.

— Даже в Москве, когда в центр син­хронного плавания Анастасии Давыдовой записался один мальчуган, одноклассники в школе задразнили его так, что он быстро ушел из спорта. Вы сталкивались в жизни, в детстве с чем-нибудь подобным? 
— Нет, с предубеждением ко мне со стороны одноклассников я не сталкивался. Но было множество других людей, которые воспринимали мужское синхронное плавание исключительно негативно.

— Ну а как вы находили в себе силы сохранять мотивацию к занятиям, понимая, что мужское синхронное плавание не считается официальным и почти не имеет перспектив?
— Представьте себе, даже когда я был еще ребенком, я действительно верил, что рано или поздно мужчинам разрешат участвовать в соревнованиях. Не знаю, почему, но в этом был убежден. Притом что скептиков хватало. Что скрывать, многие тренеры заявляли в открытую: «Такого никогда не будет!», «Да когда ты наконец уйдешь?! И что вообще тут делаешь, в нашем бассейне?!» Конечно, этот негатив очень мешал. Но в то же время находились люди, которые верили, что я непременно добьюсь своего. Вот их поддержка, видимо, меня и выручила. 

В микст-дуэтах надо менять правила 

— В соревнованиях дуэтов по технической программе вы стартовали в костюме, стилизованном под форму совет­ского воина. Неужели это допускается правилами? Программы микст-дуэтов — больше шоу и спектакль, чем спорт?
— Ну, нынче никаких правил для ношения костюмов в нашем виде не разработано. Думаю, после чемпионата мира в Казани регламент как раз и подвергнется корректировке. И тогда станут понятны требования к плавательной форме. А что касается программ, то в смешанных дуэтах они, считаю, должны совмещать в себе спорт и искусство. 

— Однако многие российские эксперты сочли ваш макияж в бассейне для технической программы излишне вызывающим: дескать, накрасить глаза офицеру Советской армии — перебор даже для современной эстетики гламура... 
— Не могу принять подобные упреки — наш визажист только немного подчеркнул глаза, вот и весь макияж. Это перед произвольной, для «Лебединого озера», меня действительно ярко накрасили. Но я не вижу никакой проблемы — в балете это уместно. 

— Обстановка накануне произвольной накалилась до предела — после странного решения арбитров, которые в техническом виде оставили вас с серебром. Как справлялись с нервами, гасили в себе злость? 
— На самом деле перестроиться с технической программы на произвольную было намного сложнее. Ведь именно техническая композиция была  нам с Дариной дорога особо: посвящалась 70-летию Великой Победы. А произвольная — всего лишь рядовая постановка. Но мы собрались. Прежде всего для того, чтобы войти в образ. Во-вторых, чтобы исполнить элементы синхронно, избежав ошибок. 

— Расскажите о программах подробнее. 
— В технической программе мы продемонстрировали романтическую историю любви военного и женщины, которая провожает его на войну. Поэтому для произвольной, чтобы не повторяться, выбрали иной стиль — «Лебединое озеро», русский балет, но в оригинальной трактовке. Дарина Валитова играла и белого, и черного лебедя, а я — злого гения Ротбарда. И я, как негодяй-колдун, превращал ее попеременно то в Одиллию, то в Одетту. Шла борьба добра со злом. Но в конце никто не побеждал, а оба начала становились единым целым. 

— Американец Билл Мэй, который в Казани стал чемпионом мира в техниче­ской программе микст-дуэтов, хочет видеть в постановках «большего соединения мужчин и женщин» — как в фигурном катании, но в воде. А за каким из направлений в вашей дисциплине будущее — за синхронностью и техничностью исполнения элементов, как у вас с Дариной, или же за артистизмом и эмоциями, как у того же Мэя? 
— На мой взгляд, требуется пересмотреть правила соревнований в смешанных дуэтах. Недопустимо разыгрывать медали по тем же требованиям, которые предъявляются к женщинам, как это предписано сейчас. Если все оставить так, как есть, мы не сможем ни показать качественные сцепки, ни реализовать оригинальные идеи и находки. Нынешний регламент сильно обедняет нашу дисциплину. И это, подчеркну, неправильно. В микст-дуэтах, на мой взгляд, техника и артистизм должны гармонировать друг с другом. В технической программе уж точно. 

Мое тренерство тоже окажется смешанным 

— Синхронное плавание — один из немногих видов спорта, входящих в олимпийскую программу — наряду с художественной гимнастикой, — представительниц которого упрекали в «сексизме»: долгое время женщины не допускали в свою компанию мужчин. Теперь этот недостаток устранен. Верите в то, что микст-дуэты скоро дебютируют на летних Олимпийских играх? 
— Конечно, верю — все к этому нынче идет. Другое дело, насколько быстро эти изменения произойдут. В программу чемпионата мира в Казани нашу дисциплину ввели буквально за полгода до старта мундиаля. 

— ...И тот же Билл Мэй в случае включения соревнований среди смешанных дуэтов в олимпийскую программу пообещал вернуться в бассейн даже в 50 лет. А вы, Александр, к Играм в Токио-2020 будете намного моложе...
— Отвечу так: я убежден, что и на Олимпиадах мы скоро увидим смешанные дуэты. 

— До чемпионата мира вы были задействованы в труппе «Театра на воде». Какое будущее у вас по окончании карьеры в синхронном плавании — исключительно в сфере искусства? 
— Нет, думаю, что я останусь до конца в синхронном плавании. Моя мечта — стать тренером. Я это осознал, причем уже давно. Именно поэтому учусь в Институте физкультуры на отлично.

— Тренировать собираетесь мальчиков?
— Ну почему же? Думаю, и тренерство мое тоже окажется смешанным: буду работать и с девочками, и с мальчиками.

↑ Наверх