Александр ОЛЕШКО: Я тащу на себе тяжелейший воз...
Известный артист завтра отметит день рождения
Если кто-то не знает Александра Олешко — значит, этот кто-то долгое время жил за рубежом. И притом в такой стране, где не транслируется российское телевидение. Молодой артист играет в театре, поет, ведет несколько передач на ТВ, снимается в фильмах и сериалах. И все это — с легкостью необыкновенной. Впечатление такое, что этому парню все дается просто так, что он играючи получил свыше море талантов, обаяние, везение и веселый нрав. Идет по жизни эдакий везунчик, поцелованный богом. А оказалось, Александр — глубоко задумывающийся о жизни человек, рефлектирующая, философски настроенная, тонкая и ранимая натура. Вот что интереснее всего было узнать о нем. Завтра Александру исполняется 35 лет. Как нынче любят писать — юбилей. Но поздравлять заранее, говорят, нельзя, завтра и поздравим. А сегодня просто поговорим.
О любви с иронией
— Саша, вас все любят…
— Каждая социальная группа выбирает для себя какого-то одного артиста или один персонаж… Одни меня знают и уважают как ведущего «Минуты славы», и я рад этому. Другие меня уважают и любят за Димочку из «Остановки по требованию», третьи — за Яблокова из «Турецкого гамбита», кто-то обожает «Большую разницу», есть такие, кто ничего этого не видел вообще, но, однажды услышав, как я пою (я не претендую на звание «певец», я просто человек, который хочет что-то выразить через музыку и поэзию), любят меня как поющего актера… А некоторые вообще меня знать не знают.
— А вы сами в какой ипостаси себя больше всего любите?
— Я — человек-оркестр. Как же я могу любить какой-то один инструмент из этого оркестра, если неплохо могу играть на всех? Ох, боюсь интервью это моей интонации передать не сможет… Ведь кто-то обязательно подумает: «Нет, он вообще с ума сошел! Все про себя да про себя…»
— А мне кажется, что ваша ирония отчетливо слышна…
— Сам-то я отношусь ко всему, что со мной происходит, с огромной долей иронии… А будет ли она слышна в статье? Хотя мне это неважно…
Пишите, пишите, я все равно не слушаю…
— Ой ли? Любого известного, популярного, узнаваемого человека беспокоит, что о нем пишут…
— Безусловно, меня это беспокоит. Иногда страшно печалит. А если копнуть глубже, расстраивает. Потому что люди, которые по тем или иным причинам не могут попасть на концерт, прочитав об этом человеке какую-то неправду, могут сформировать о нем превратное мнение. Вы наверняка сталкивались с этим даже на бытовом уровне: идешь на встречу с каким-то человеком, а тебе про него уже сказали: «А он-то — не очень…» И ты приходишь с ним знакомиться с этой информацией, а преодолеть ее сложно. Я обычно никого не слушаю и всегда пытаюсь составить о людях собственное мнение, представление, ощущение. Так вот, стараюсь не обращать внимания на то, что про меня пишут, даже иногда переиначивают, привирают. Например, однажды в поезде по дороге в Петербург я узнал, что у меня был длительный роман с… Филиппом Киркоровым и Николаем Цискаридзе… Мне дали этот журнал, и я «с радостью» открыл для себя новые факты своей биографии. Живу тут, ни сном ни духом… Представляете, что скажут те, кто не разбирается, как и кто это пишет, верят всему.
— Увы, актеры от небылиц страдают в каждом историческом периоде: у ваших предшественников частенько объявлялись неведомые «родственники», а вашему поколению желтая пресса приписывает небывалые связи…
— Я был в начале июня на церемонии вручения премии одного питерского журнала и просто со сцены искренне поблагодарил замечательного ведущего Михаила Шаца за то, что он делает, и тут же, образно говоря, получил «кирпичом в нос» — в культурной столице мне из зала крикнули: «Подлиза!»
Стеб — это вам не юмор
— А вы болезненно реагируете на такие выкрики?
— Конечно, болезненно. Такие вещи свидетельствуют о том, что общество у нас болеет! Как только человек начинает говорить от души, а не поднимает людей и ситуацию на вилы стеба, как только признается кому-то в любви или начинает говорить нормальным человеческим языком, восторженным и красивым, он выпадает из ячейки, в которой находятся все. Стеб — это не есть высокое чувство юмора. Вот Аркадий Исаакович Райкин — это стеб? Нет. Это юмор, возведенный в высокое искусство, интеллигентный юмор. Если оттуда убрать составляющую времени, Советского Союза, — его миниатюры вечны, безупречны с точки зрения искусства, мастерства актера, труда авторов, музыкантов, композиторов и его — гения-актера. Если я заговорю таким языком, в ответ я услышу: «Да ты че? Эта не прикольна!» Вот в чем катастрофа! Поэтому я беру на себя этот тяжелейший воз и стараюсь быть тем человеком, который вопреки обстоятельствам пытается разговаривать со сцены другим языком, пытается отстаивать свою точку зрения, пытается говорить, что он чувствует.
— Это сколько же еще выкриков из зала вам придется пережить?..
— А что делать? Я вам сейчас такой пример приведу, что меня после этого вообще затопчут… Вот в Иисуса Христа камни кидали, а что он говорил людям? — «Опомнитесь, пожалуйста! Будьте терпимы!»
Этот мир, придуманный мною
— Вам комфортно живется в сегодняшнем дне?
— Некомфортно. В своем собственном мире, который я вокруг себя создаю с помощью тех людей, что находятся рядом, музыки, которая есть внутри, компьютера, фонотеки, я чувствую себя комфортно. И самое интересное, что особенные люди, желающие не сойти с ума, осознанно создают этот свой мир вокруг себя. И в этом тоже замечательное отражение той жизни, которой мы живем. Мы все ходим по одним и тем же улицам, но все мы безумно одиноки и каждый существует в своем маленьком мирке.
— Вы разделяете мнение, что одинокий путник идет дальше других?
— Какая-то печальная картинка, конечно, складывается по поводу этого одинокого путника… Но так оно и есть. Есть еще такая фраза: «Орлы летают в одиночку...» Недавно в одной программе про какого-то артиста сказали: «Какой же тяжелый у него был путь!» А кто-то продолжил: «Но зато это был ПУТЬ…»
Я понимаю, зачем выхожу на сцену, почему я это делаю. Я готов к этому пути, готов «к бою», готов и в дальнейшем достойно выносить все выкрики из зала. Я не собираюсь кого-то воспитывать нравоучениями или ответами в духе «сам дурак!».
— Если скатиться на это, можно себя растерять в рекордные сроки…
— Вот я и стараюсь себя сохранить.
ДОСЬЕ:
Александр Владимирович Олешко родился 23 июля 1976 года в Кишиневе. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства с красным дипломом. Затем — Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Владимира Иванова). С того же года — в труппе Московского академического театра Сатиры. С 2000 года — в труппе Московского театра «Современник». В 2010 году открыл творческую мастерскую в Детской академии телевидения «Останкино».
Постоянный автор и участник благотворительных акций детского международного фонда помощи ребенку «Фрэнк», которые ежегодно, начиная с 2000 года, проходят в Москве и Вашингтоне.
Ведущий телепрограммы «Минута славы», участник «Большой разницы», был артистом труппы программы «Слава богу, ты пришел!». Фильмография Олешко насчитывает более 35 картин, среди которых — «Обитаемый остров», «Возвращение мушкетеров», «Тень самурая», «На измене», «Человек с бульвара КапуциноК», сериал «Папины дочки» и другие.