Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 января 2025

Александр Русинов: Надо приучать людей и к гребле, и к истории

О том, как питерская команда Финляндию на веслах осваивает

Петербуржцы сегодня ездят в Финляндию не только на шопинг. Александр Русинов со товарищи несколько лет практикуют водный туризм на весельных лодках в соседней стране. Собрали команду «Калинка, Россия» и каждое лето участвуют в популярных в Суоми гребных регатах, даже призовые места завоевывают.

Впрочем, встретиться с моим собеседником можно и в Питере. Увидите на Неве большую лодку, знайте: наверняка Русинов с друзьями тренируются. И главное, что любой желающий при наличии свободных мест может к ним присоединиться. Таким образом Русинов — помор по рождению и духу — пропагандирует среди петербуржцев походы на веслах на поморском карбасе. Этой лодке, по мнению Александра Николаевича, равных нет — надежная, остойчивая, грузоподъемная, хорошо держит опасную короткую волну. Свой карбас он привез с малой Родины, когда переехал в Петербург.

Александр Русинов родом из Поморья

Карбасы из Поморья

— Александр Николаевич, что заставило в Питер лодку привезти?
— Приехал я сюда 10 лет назад, и вскоре стала меня тоска душить, потому что море здесь вроде и есть, но на самом деле и нет. Я же вырос на лодке, без лодки на Белом море не можно. Начал посматривать по сторонам. Сначала перевез свои лодки на Ладогу и организовал там лодочные походы. А потом осмотрелся и в Петербург карбасы перевел, и вот уже несколько лет мы с друзьями ходим на веслах по рекам и каналам.

— А как вы решились на финские походы?
— Я историк по образованию. И вот однажды зацепила меня запись, сделанная шведским налоговым чиновником в XVI веке. Этот чиновник узнал, что карелы ходят из Ладоги в Ботнический залив и даже Белое море: по озеру Сайме до Савонлинны, потом Пюхяярви, потом через Йоенсуу, Пиелисйоки, озеро Пиелинен, по мелким речушкам, дальше волоком 5 км по болотам, в Каяни, и вот, через 750 км, — Ботнический залив.

Когда в 1581 году, при Иване Грозном, началась Ливонская война, шведы воспользовались этим путем и напали на Кемь на Белом море. Помните, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» послы Кемску волость требовали? Исторический факт! По этому маршруту можно было безопасно ходить в Ботнический залив, потому что в 1323 году был заключен Ореховецкий мирный договор, который определил границы влияния русских и шведов. С одной стороны были карелы на русской стороне, а с другой — финны на шведской стороне. Карелы с финнами воевали за водный меховой путь, который проходил по этому маршруту. О нем, в отличие от китайского шелкового пути, мало что известно.

— И вы решили пройти по этому маршруту?
— Не сразу. Сначала прошли первую часть по Ладоге на гребных лодках. Потом стали думать, нет ли каких водных мероприятий на финском — бо́льшем — отрезке маршрута, чтобы можно было пройти его символически. Потому что сделать это точь-в-точь, как делали карелы в XVI веке, мы — по финансовым и временным причинам — не можем. И нашли три гребные регаты. В местечке Сулкава, близ Савонлинны, мы побывали уже три раза. Кроме того, участвовали в самом длинном гребном мероприятии Финляндии — «Карелия Соуту». И наконец, в этом году приняли участие в Смоляной регате — Терва Соуту — в Оулу. Это самая последняя точка карельского мехового пути.

Подготовка к старту на регате «Карелия Соуту» на озере Пиелинен

Народный вид спорта

— Какие впечатления от финских гребных регат?
— Это народный вид спорта, учитывая тот факт, что в Финляндии около 200 тысяч озер и почти в каждой семье есть лодка. Самая крупная регата — в Сулкава, на нее приезжают участники из разных стран. Ее пик пришелся на 2003 год — 10 тысяч человек. В последние годы — пять с половиной. Лодки разные — от одиночек до 15-местных. В первые два дня проходит чемпионат Финляндии на церковных лодках. Все остальное время — туристический слет. Так вот, представьте: в поселке в обычное время живут около 5 тысяч человек, и приезжают как минимум столько же. За счет этого четырехдневного мероприятия они живут целый год. Все жилье в округе 30 — 50 км занято. Палаточные городки забиты под завязку. Народ активно отдыхает и развлекается. Днем — соревнования, вечером — танцы и песни под гармошку.

— Вы тоже?
— Ну а как же? Мы третий год ездим туда с гармонью, обязательно в форме: тельняшки, шапочки с надписью «Калинка, Россия». Нас там уже знают.

 — Но вы еще и выиграли одну гонку?
— В позапрошлом году на регате «Карелия Соуту» коллективным усилием воли пришли третьими, обогнав гораздо более подготовленные команды. После этого нас сильно зауважали.

— Финнам что-нибудь известно про карельский меховой путь?
— У финнов свои фишки. Последняя регата, в которой мы участвовали, проходила на озере Оулуярви. А город Оулу был центром доставки смолы из Финляндии в Западную Европу. Так вот, они очень пропагандируют историческую составляющую этой гонки.

— Как же вам удалось людей сподвигнуть на такие походы?
— К тому времени у нас сформировался коллектив товарищей, которые постоянно участвовали в походах. Поначалу это был обычный туризм на лодке, потом людям захотелось испытать себя. Это же не просто — грести 70 км, а когда руки и спина отваливаются, сидеть у костра и песни петь, а потом ночевать в палатках.

— Так одним составом на все регаты и ходите?
— Не у всех есть возможность каждое лето выезжать на регаты. На последней, в Сулкава, 8 из 15 человек были «старенькие», которые свои мозоли уже перестрадали. Остальные — новички. Это хорошая пропорция, потому что старожилы поддерживают советами новичков.

— С чем связаны сложные ситуации в походах?
— С новичками. Вписывается человек в гонку в Сулкава: 4 этапа по 15 км. После первого этапа он «готов», а ведь надо и дальше идти.

— Клянут вас?
— Про себя-то думают: будь проклят тот день, когда я взялся за это весло. Но вслух произносят, только когда кризисный момент пройден.

— Часто приходят люди, которые никогда не садились на весла?
— Сплошь и рядом. В 2013 году пришли 30 новичков, оказалось, из них умеют грести четверо. Была среди них дама — ну совсем принцесса на горошине. А сейчас готовый член команды, знает, что все надо делать без капризов.

— Как вы их находите — новых людей?
— Сарафанное радио, группа «Вконтакте» (http://vk.com/rowkarbas). Но тут, конечно, отбор нужен. Важна психологическая совместимость. Мы же не просто в Турцию собираемся на пляже лежать. Мы два дня сидим в лодке локтем к локтю. Люди должны быть психологически устойчивые и с пониманием того, что в лодке все должны подчиняться корм­щику.

— То есть вам, а вы прям такой строгий?
— В рамках необходимого. Люди должны понимать, что без дисциплины и подчинения не сложится команда и не дойти до цели.

Поход по Суворовским каналам

Наши тоже все умеют

— Походы по Финляндии все-таки требуют затрат. Если говорить о походах по местным водам, есть спрос на такие поездки?
— Спрос надо рождать, надо рассказывать, что есть такой вид активного отдыха. Я часто слышу: «Как же так, а мы не знали, мы тоже хотим принять участие!» У нас и в Петербурге, и на Ладоге есть такие возможности. Правда, нужны хорошие лодки, если мы хотим ходить в настоящие гребные походы. Вот мы восхищаемся: «Ах, голландцы! Ах, британцы! Ах, финны! Как они дружат с водой!» Да наши тоже все умеют! Только они сидят у себя на Белом море, и мало кто про них знает. Моя главная задача — сохранить поморскую морскую культуру. Ее надо распространять и привнести в Санкт-Петербург, который практически отвернулся от воды. Хочу озвучить идею активного образа жизни на воде перед высокими чиновниками. Много есть лодок — и байдарки, и каяки. Но настоящей, русской исторической лодки нет. У нас в Питере уже можно арендовать финскую церковную лодку. А где поморские карбасы, хочу я вас спросить? Ведь поморы — такая же своеобычная этнографическая группа русского народа, как и казаки. Но казакам внимание и финансирование их проектов, а про поморов забыли! А ведь именно поморы подарили России все побережье Северного Ледовитого океана, не говоря уже о том, что Михайло Ломоносов — помор.

Конечно, мы не можем сразу достичь такого же результата, как в Финляндии. У них столетние традиции, множество клубов, люди принимают участие в гонках десятки раз. Причем возраст не помеха. За весла садятся люди за 70. В прошлом году я встречал женщину, которая в регате в Сулкава принимала участие 39 раз!

— Вы теперь и в исторические походы по Финляндии ходите?
— В этом году ходили по знаменитым Суворовским каналам, прошли по старой русско-шведской границе. На следующий год задумали маршрут, связанный с Ново-Валаамским монастырем — паломнический путь на лодках. Надо людей приучать и к гребле, и к истории. Дело полезное.

↑ Наверх