Александр СОЙНИКОВ: Я убежден, что только Россия может дать Европе новое дыхание
Композитор верит в загадочную русскую душу
В 1990-е среди творческих людей, покинувших Россию в поисках лучшей доли, оказался и ленинградский композитор Александр Сойников. Но прошло время, и сейчас Александр Леонидович не мыслит себе жизни без России. Недавно в Петербурге была исполнена его мистерия для солистов, хора и оркестра «Роза мира» по произведению Даниила Андреева — эпохальный труд композитора.
Театр одного спектакля
— Александр Леонидович, расскажите, как случилось, что вы оказались в Германии.
— Для начала немного предыстории. В советское время я много работал в разных жанрах, больше всего получалось в сфере театра: писал музыку к драматическим спектаклям, балеты, оперы. Из театральных режиссеров наиболее плодотворно сотрудничал с Ефимом Падве. У нас был творческий тандем, и практически после первой совместной работы по рассказам Чингиза Айтматова (спектакль назывался «Даровано солнцем и морем») все последующие постановки Ефим делал только со мной. Наиболее значимой из всего созданного, пожалуй, назову рок-оперу «Сирано де Бержерак» (автор либретто — Альберт Тер-Гукасов). Не могу также не упомянуть сотрудничество с Театром юношеского творчества. С главным режиссером и художественным руководителем ТЮТа Евгением Сазоновым мы дружим до сих пор и, конечно, мечтаем о новых совместных работах.
В начале 1990-х я создал музыкальный театр «Рок». Мы начали с постановки моей рок-оперы «Пришествие», режиссером был Юрий Александров, ныне — художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ опера». Мы провели кастинг, набрали актеров, сыграли несколько спектаклей, но на этом все закончилось — было просто не на что существовать и люди понемногу разбежались. Для меня это было настоящей трагедией, и я тяжело заболел. Моя жена — немка, она и предложила мне уехать: «Если останешься здесь — просто умрешь». Но все равно у меня здесь осталась квартира, я приезжаю и живу в Петербурге все чаще и чаще.
Не бойтесь жизнь переменить
— Наверное, когда уезжали, даже представить не могли, что можно будет жить и здесь и там…
— Честно говоря, я ничего вообще не представлял — меня вывезли в таком состоянии, что не до того было. Но еще в Петербурге в моей жизни произошло знаменательное событие: в 1991 году я случайно купил на книжном развале «Розу мира» Даниила Андреева. Читая эту книгу, я почему-то понял, что раньше все это знал, просто вспомнил. В Германии, когда начал восстанавливаться после болезни, понял, что должен написать что-то и посвятить «Розе мира». Писал главным образом для себя, не надеясь, что мистерия когда-нибудь будет исполнена. В 1998 году я рассказал по телефону своему другу Олегу Звереву — он был тогда главным дирижером Иркутской филармонии, — что написал произведение, навеянное книгой Даниила Андреева, и он вдруг сказал: «Давай я исполню». «Но как же — это огромная вещь, нужен хор, оркестр», — говорю. Он отвечает: «Найдем». В это же время мне кто-то из знакомых подсказал, что Алла Александровна, вдова Даниила Андреева, жива. Мне дали ее телефон в Москве, я позвонил, представился — просто так, ни на что не надеясь, а она и говорит: «Да, я с удовольствием полечу с вами в Иркутск на премьеру». Мы там пробыли недели три, она была на всех репетициях, выступала по местному радио. В результате мы очень подружились, я частенько бывал у нее в Москве, помогал перевести архив Даниила Андреева на электронные носители.
— А она бывала в Германии?
— Да. Дело в том, что в Германии оказалось достаточно много людей, влюбленных в творчество Даниила Андреева, и все мы вместе с Аллой Александровной устраивали андреевские чтения, на которых выступали специалисты из разных стран, организовывали поездки по городам Германии, где Алла Александровна рассказывала о Данииле Андрееве, читала его стихи, которых знала неимоверное количество, а ведь в ту пору она была практически слепа. Представьте себе, каково было ей, ведь по профессии Алла Александровна была художником. Это была очень сильная, мужественная женщина, с феноменальной памятью. Знакомство с ней было для меня большим счастьем. Наши отношения продолжались вплоть до ее кончины в 2006 году.
У нас в планах было издать «Розу мира» на немецком языке, удалось найти хороших переводчиков. В течение шести лет книга вышла в трех томах. К сожалению, Алла Александровна этого не увидела.
Больше движения в сторону света
— Как живется композитору в Германии?
— После 1998 года, завершив «Розу мира», я отошел от композиции, вся моя жизнь заключалась в общественной деятельности, связанной с «Розой мира». Много ездил по миру, побывал на Святой земле, в Индии. Молился, наверное, в храмах всех известных религий, хотя сам православный и, приезжая в Петербург, всегда посещаю Свято-Иоанновский монастырь. И в Казанский собор хожу к моей любимой иконе Казанской Божией Матери. В 2007 году я вернулся к композиции, написал еще одну мистерию — «Четвероевангелие» — для хора, солистов и оркестра. После посещения Иерусалима написал еще одну очень важную для меня пьесу — «Via Dolorosa». С партитурой этой пьесы отправился поклониться мощам моего любимого святого Николая Чудотворца в Бари, в Италию. Наверное, великий святой благосклонно отнесся к моей музыке: за год с небольшим она исполнялась уже пять раз — и здесь, и за границей. Последнее время увлекаюсь медитативной музыкой и уже записал пять CD, которые успешно продаются в Европе.
— На ваш взгляд, чем отличается жизнь в России и жизнь на Западе?
— Внешне все похоже, особенно если зайдешь в магазин (смеется). Но душа европейца совершенно не похожа на душу русского человека. С одной стороны, европеец более гармоничен, с другой — трагедия нашей жизни дает и больше движения в сторону света. Даниил Андреев, кстати, говорил, что русский человек может упасть низко, но может и взлететь необычайно высоко.
— Эта разница сотрется или всегда будет?
— Думаю, всегда будет. Рудольф Штайнер, известный немецкий мистик, много писал о России и считал, что в перспективе она даст новое дыхание европейской цивилизации. Он говорил, что русская душа принципиально отличается от душ всех других народов.
Досье
Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине. Окончил в 1970 году Ленинградский институт культуры, в 1975-м — Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора А. Д. Мнацаканяна. В 1980 году принят в Союз композиторов. Преподавал в музыкальных школах и училищах. Написал ряд крупных симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, много музыки к театральным постановкам. Композитор тесно сотрудничал с петербургским Театром им. Леонида Якобсона. Премьера наиболее известного его балета «Распутин» прошла в лондонском «Ковент-Гардене». Много работал с Оркестром русских народных инструментов: наиболее им любимый балет, «Святки», написан для русского народного оркестра с использованием фольклорных записей — явление единственное в своем роде. Все балеты были поставлены очень талантливой, к сожалению рано ушедшей из жизни Натальей Волковой.
Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА. Фото автора