Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Александр Ширвиндт: «Моих воспоминаний о Питере хватит не на один вечер!»

Четверть века не приезжал актер в город на Неве с творческими вечерами

 

...И наконец в первый вечер декабря выступил на сцене ДК имени Горького с программой «Мой Ленинград…».

Андрей Ургант помнит Александра Ширвиндта с детства


В свои 78 человек он суперзанятой: художественный руководитель Московского театра сатиры, профессор театрального училища, действующий режиссер-постановщик и актер. Но не смог отказать своему старому знакомому петербургскому актеру, ТВ-ведущему и продюсеру Андрею Урганту, когда тот позвал Ширвиндта на творческий вечер в Северную столицу. Люди креативные, они придумали совершенно оригинальный ход: Александр Анатольевич будет говорить только о нашем городе, о гастролях, съемках, о том, что происходило в его жизни и творчестве в Северной столице, о своих друзьях-товарищах, многих из которых уже нет в живых. Ширвиндт поначалу сомневался, хватит ли у него, коренного москвича, питерских воспоминаний, но, копнув в памяти, понял, что хватит, и не на один вечер. Встречу в ДК им. Горького он предложил назвать «Мой Ленинград…».

— Я решил, не мудрствуя лукаво, пройтись по волнам моей памяти, начиная с Московского вокзала и гостиницы «Октябрьская», заканчивая питерскими квартирами своих друзей и коллег. В 60 — 70-е годы у нас сложилась замечательная компания, мы очень любили приезжать на съемки на «Ленфильм», считая, что здесь куда более свободная, творческая атмосфера, чем на «Мосфильме». С Театром Сатиры надолго приезжали в Ленинград на гастроли, а кроме того, объезжали пригороды и область с творческими вечерами. Были молоды, веселы, полны желаний и счастливы. Поверьте, во всем мире нет другого такого города, о котором я бы согласился рассказывать весь вечер на сцене двухтысячного концертного зала.

Сцена из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»: Михаил Державин, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт

— Я помню дядю Шуру, Александра Анатольевича Ширвиндта, с детства, — улыбнулся Андрей Ургант. — Мы с мамой (народной артисткой России Ниной Ургант. — Прим. авт.) переехали в центр, и началась жизнь, где в нашей квартире и за кулисами, как в калейдоскопе, мелькали столь дорогие мне лица — Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Зиновий Гердт, Марк Захаров, Александр Ширвиндт. Наша связь не прервалась и в дальнейшем. Мы дружим с Мишей Ширвиндтом, а недавно Ваня приглашал в свою телепрограмму «Вечерний Ургант» Александра Анатольевича…

— Я много снимался на «Ленфильме». Взять хотя бы картину «Трое в лодке, не считая собаки» (музыкальная комедия 1979 года. — Прим. авт.), снятую замечательным ленинградским режиссером Наумом Бирманом по сценарию Семена Лунгина, — вспомнил Ширвиндт. — Знаете, когда затеяли «Троих в лодке», у начальства были сомнения, как можно экранизировать знаменитую повесть Джерома К. Джерома. «Нет, нет, — сказал Бирман, — это будет не Джером, а просто три друга — Миронов, Державин и Ширвиндт, которые будут действовать по мотивам повести Джерома». Помню, мы приехали в Калининградскую область, в город Тильзит, который после войны стал называться Советск, и на реку Неман начали сгонять колхозников, переодевая их в лондонцев, — было очень смешно. Снимали мы весело, игриво, но, когда фильм вышел, на нас обрушилась волна негодующей критики: «Куда они поползли? Где здесь Джером?» (У меня дома сохранились газетные вырезки.) А прошло не так много лет, и я отовсюду слышу: «Какой милый фильм! Мы вчера ночью с таким удовольствием смотрели его по каналу «Ностальгия»! Это настоящий шедевр».

 

Михаил Антонов
↑ Наверх