Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Александр Сокуров: Что можно сделать без надежды?

Общественный совет «Ленфильма» предлагает свой вариант спасения знаменитой киностудии

9 апреля в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском пр., 67, собрались члены общественного совета студии «Ленфильм». Это известные кинемато­графисты Константин Лопушанский, Дмитрий Светозаров, Вячеслав Сорокин, Александр Сокуров и композитор и продюсер Андрей Сигле.

Зачем они захотели встретиться с журналистами? Как это кратко охарактеризовал Андрей Сигле: «Мы можем лишь кричать, когда нам больно». Речь, конечно, о судьбе «Ленфильма». А она складывается так, что встреча была больше похожа на поминки или — в лучшем случае — на сбор родственников у постели смертельно больного.

Старейшей киностудии Петербурга нужен новый виток развития.

Десять бездельников

Если подробнее — кинематографисты заявили о своем протесте против предложенных вариантов этой судьбы. На данный момент существует три концепции развития «Ленфильма».

АФК «Система» предполагала убрать студию с Каменноостровского проспекта, 10, и устроить на том месте бизнес-центр с семиуровневой автостоянкой.

Городские власти предложили убрать студию куда-то в «павильоны на окраины города» (куда именно, точно не известно), а в памятном здании на Каменноостров­ском создать музей кинематографа, кинотеатр и офисы кинокомпаний.

Концепция совета директоров, рассказали режиссеры, тоже имеет ряд недостатков. Кроме того, кинематографистов смущает неизвестность: им, работникам «Ленфильма», доподлинно не известно, кто именно входит в состав совета директоров студии. В общем, можно понять их замешательство.

Сокурова с соратниками не устроила ни одна из трех концепций. 

Между тем их доводы в лучшем случае игнорируются чиновниками.

— Мы сформулировали свои возражения, но никакого ответа от властей так и не получили, — сказал Андрей Сигле.

Остальные режиссеры подчеркнули, что все концепции предполагают закрытие киноцеха на Каменноостровском. А это бессмысленно: ведь павильоны находятся в рабочем состоянии.

— Да кто сказал, что заменить работающий съемочный павильон десятью бездельниками, которые будут пить кофе в бизнес-центре, — это экономически целесообразно? — режиссер Сокуров почти кричал. Общественность молчала.

Члены общественного совета «Ленфильма»: Константин Лопушанский, режиссер, народный артист РФ; Дмитрий Светозаров, режиссер; Александр Сокуров, режиссер, народный артист РФ; Андрей Сигле, продюсер, композитор, заслуженный деятель искусств РФ; Вячеслав Сорокин, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ.

«Византийское» кино

Откровенней всего высказал общее мнение Дмитрий Светозаров:

— Все три концепции базируются на безудержной маниловщине, некомпетентности и злом умысле. Три гектара земли на Каменноостровском проспекте стоят миллиарды рублей! И я уверен, что борьба идет именно за гектары. 

Мой отец — режиссер Иосиф Хейфиц, один из основателей «Ленфильма». Так вот, он и другие основоположники студии в гробу бы перевернулись, если бы узнали о планах ее уничтожения. Россия сегодня — это Византия. Кто ближе к уху императора, тот и сможет рассчитывать на успех. 

А режиссер Вячеслав Сорокин просто сказал журналистам: «Помогите нам». Чуть ли не со слезами в голосе.

Александр Сокуров развил «византий­скую» тему:

— Я поднимал этот вопрос на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным 18 октября 2011 года. Но, к сожалению, с момента той встречи никаких принципиальных изменений не произошло. Ни Министерство культуры, ни Министерство имущества, которому почему-то принадлежит часть акций киностудии, так ничего и не сделали. Будет так: Путину просто навяжут схему модернизации киностудии, которая предполагает уничтожение павильонов на Каменноостровском. Мы очень боимся, что все может рухнуть окончательно. И мы требуем конкретных, профессиональных, экономических, культурных, социальных и политических решений.

Некоторые подобные решения ленфильмовцы готовы принять сами.

Создается четвертая концепция, на этот раз сочиненная общественным советом «Ленфильма». Приоритетом будет сохранение целостности студии. «Ленфильм» должен стать центром авторского, детского и регионального кино. 

— Мы знаем, как это сделать, и это нам по плечу, — сказал Сокуров. — Мы хотим создать киностудию, аналогов которой нет нигде в мире, где во главе угла стоит искусство, творческое кино и гуманитарные ценности, а не коммерческое кино и производство блокбастеров. 

Инструментом для всех этих изменений станет кредит на 2 миллиарда рублей, который режиссеры попросят у правительства.

Таким не бросаются

— Какие все-таки есть предпосылки считать, что ваша победа возможна? — прямо спросил я Сокурова. — Вы говорите, что до сведения Путина не доводится какая-то информация, все тормозится на местах. Но вы же говорили с ним лично! Может быть, на самом высоком уровне просто существует иная точка зрения на судьбу «Ленфильма»?

— Я не знаю. Но мне кажется, есть большие шансы, что мы победим. Еще недавно создание продюсерского центра «Ленфильма» казалось невозможным — о нем и говорить не хотели. Теперь он может появиться в ближайшие недели. Без надежды — что вообще можно сделать? А правда на нашей стороне. У нас ведь нет никакой заинтересованности. Я даже не собираюсь ничего снимать на «Ленфильме». Но я осознаю его огромную ценность. Каким будет следующий шаг? Может быть, снова добиваться встречи с Путиным...

— Но может быть, все-таки постараться сделать это и общественной проблемой?

— А как? — горько усмехнулся Сокуров. — На митинги, что ли, выходить?

— Понимаете, у нас свои цели, а у тех людей — свои, — поделился со мной Вяче­слав Сорокин. — Чувствуешь, словно тебя зажимают пятеро в подворотне. Ведь это настоящий бандитизм! «Ленфильм» — единственная студия, создавшая свою художественную школу. Это намоленное место. Подумать только, сколько поколений тут было! Сколько людей, дорогих моему сердцу! Сколько страстей... 

Таким не бросаются. И все это может исчезнуть.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх