Александр Сокуров: У меня есть вторая родина
Знаменитый кинорежиссер стал кавалером ордена Восходящего Солнца и рассказал «ВП» о борьбе за «Ленфильм»
У народного артиста России Александра Сокурова этот год не только юбилейный (в июне кинорежиссер отметил 60-летие), но еще и по-настоящему триумфальный: в сентябре он получил главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва» за фильм «Фауст», а на днях — орден Восходящего Солнца с золотыми лучами и розеткой от его величества императора Японии.
Генеральный консул Японии Ичиро Кавабата вручает Александру Сокурову японскую награду. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Торжественная церемония награждения проходила на Мойке — в генеральном консульстве Японии, куда съехалось много гостей — дипломатов, народных артистов, журналистов.
В небольшом зале, оформленном икебанами, перед ширмой золотого цвета на небольших стойках находились орден в черной коробочке и грамота, пожалованная японским императором, которого, впрочем, не было на церемонии, но его присутствие постоянно ощущалось — рядом на столике стояли портреты императорской четы.
Генеральный консул Японии в Петербурге Ичиро Кавабата, стоя на фоне российского и японского флагов, торжественно произнес: «Александр Николаевич не только великий кинорежиссер, он еще и великий японофил. Он был в Японии больше тысячи раз, снял о ней четыре фильма, которые раскрывают психологию и национальные черты японцев, что оценили не только в России и Японии, но и в других странах. Это огромный вклад в развитие дружеских связей между Россией и Японией».
После чего генконсул зачитал грамоту, подписанную императором и скрепленную императорской печатью, и прикрепил к лацкану пиджака Александра Сокурова сверкающую награду.
«Япония — моя вторая родина»
Новоиспеченный кавалер был немного смущен своим первым в жизни орденом.
«Это большая честь — получить столь высокую награду от людей, которых я искренне люблю. Я очень много лет жизни провел в Японии, это была единственная страна, которая поддержала меня и моих друзей-кинематографистов. Немало было трудностей, но когда мы приезжали в Японию, работали там, то мне подумалось: хорошо бы нам не терять своих друзей, заключить мирный договор, жить в мире и согласии, побрататься с этим народом, у которого есть чему поучиться… Хорошо бы нам стать братьями и сестрами, забыть обо всех разногласиях и отдать этому народу прекрасную землю, где есть и леса, и вода… И никогда друг друга не оставлять в беде… Но я понимаю, что это слишком идеалистические представления, потому что политики действуют строго, жестко. Я очень люблю эту страну и в каких-то случаях про себя говорю, что у меня есть вторая родина. Тем более что моя фамилия похожа на японскую — я думаю, это не случайность. Для меня это награждение — большое событие. Ничего в жизни моей подобного не было — у меня странное ощущение, странное чувство, немножко сказочное…» — закончил свою речь под аплодисменты собравшихся Александр Николаевич.
Не собиравшийся выступать дирижер Юрий Темирканов все-таки не смог промолчать: «Мы живем в стране, где достоинство художника узнается не нами самими, а из-за границы. Пока за границей нас не похвалят, здесь еще долго будут думать: кто он, что он, пока он не умрет… И я рад, что Александр Николаевич получил первый в своей жизни орден за свою гениальную творческую деятельность, надеюсь, что теперь Россия даст много орденов нашим землякам…»
«Хочется сделать театральный спектакль»
Журналисты поинтересовались у кинорежиссера осуществленными проектами.
«Это «японские элегии» — «Дольче», «Смиренная жизнь», «Восточная элегия» — три большие документальные картины, снятые в конце 90-х, — они не показывались у нас в стране, надеюсь уговорить какой-нибудь российский канал показать их, — поделился своими надеждами Александр Сокуров. — Еще в планах — уже снятый материал об истории Японии новейшего периода, где одна из страниц — судьба режиссера Нагиса Ошимы, который после инсультов находится в тяжелом состоянии и борется за жизнь. Есть желание сделать театральный спектакль — актеры есть, надо найти силы и время...»
— Александр Николаевич, в каких случаях вы будете надевать орден Восходящего Солнца? — полюбопытствовала «Вечёрка».
— Даже не знаю, — растерялся новоявленный кавалер, — думаю, мне дадут соответствующие рекомендации…
— Вы встречались с Владимиром Путиным, говорили о «Ленфильме», а мы все обеспокоены судьбой киностудии. Есть ли, на ваш взгляд, какие-то подвижки в этом вопросе?
— Пока все очень плохо. Приходится преодолевать огромное сопротивление! Пока мы только видим попытки не учитывать никакие распоряжения премьер-министра — чиновники ничего не хотят делать. Сегодня был общественный совет «Ленфильма», мы сделали соответствующее представление, и я категорически требовал на совете директоров «Ленфильма» немедленно поставить нас в известность о том, что происходит за нашей спиной.
— И что сейчас происходит?
— Тотальный обман. Никаких движений, никаких изменений к лучшему. Мы будем бороться.
— Какие вы наметили дальнейшие шаги?
— Мы определили, кто те трое от студии, которые должны войти в совет директоров. Эти люди определены, будем настаивать на вхождении их в совет и бороться за дальнейшее развитие студии. Пока же и Министерство культуры и Росимущество напрямую заявляют: двое собрались — Путин и Сокуров — и все решили за всех нас. Я им говорю: «Ребята, будьте осторожны: из этих двоих я, ладно, режиссер, а один все же — премьер-министр, возможно, будущий президент страны. Вы понимаете, что вы говорите?» Но, к сожалению, на них это не имеет никакого воздействия, им абсолютно все равно.
— Как это? Ведь Владимир Владимирович подал вам надежду…
— Не только подал надежду — сказал конкретно и четко, что студия будет жить, что не позволим сделать приватизацию... Но тем не менее они пытаются сделать по-своему.
Прямая речь
Генконсул Японии Ичиро Кавабата:
— Александр Николаевич очень хорошо понимает, кто мы. В своих произведениях он подсказывает, дает нам шанс и возможность подумать о себе и посмотреть другими глазами на себя. Александр Николаевич делает акцент на самого человека, и мы очень дорожим таким подходом. Для меня это означает, что его идея и мышление неподвластны времени и пространству. Он через свои произведения популяризирует в Японии Россию и много делает для сближения друг друга и взаимопонимания. Я очень рад тому, что император дает такую награду. У нас регулярное награждение происходит два раза в год — весеннее награждение публикуется 29 апреля, а осеннее — 3 ноября.
— Какой фильм Сокурова вам больше всего нравится?
— «Восточная элегия». Там наши землячки рассказывают о себе, о Японии, о жизни, и это дает большой толчок подумать о себе…
Людмила КЛУШИНА