Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Александр Сокуров: Культура выше политики, выше государства

Сегодня знаменитому кинорежиссеру и общественному деятелю, защищающему наш город от разрушений, исполнилось 60

 

Сегодня знаменитому кинорежиссеру и общественному деятелю, защищающему наш город от разрушений, исполнилось 60 

Увидев Александра Николаевича на пресс-конференции, посвященной грядущему кинофоруму, корреспондент «ВП» не упустил возможности задать мэтру режиссуры вопрос о том, как он намерен праздновать свой юбилей. Сокуров ответил, что не собирается ничего отмечать, проведет этот день как обычно, только, быть может, сходит в церковь, чтобы поставить свечку перед иконой Богоматери. А потом с горечью добавил, что, к сожалению, его фильмы в России никому не нужны. Так что настроение у него далеко не праздничное.

И все же мастер не прав. Даже в сегодняшней России, где катастрофически упал уровень культуры (как сказал он сам в одном из интервью, упал «ниже подошвы ботинок»), существует немалое количество его поклонников. Быть может, их не так много, как тех, что предпочитают ненавистные мэтру американские блокбастеры. Алексей Герман-старший однажды сказал: «Филармонический кинематограф Сокурова». И это правда. Он снимает для людей, которые ходят в филармонию, в музеи, в библиотеки, не утратили привычки читать и думать. То есть количество невелико, зато качество высоко.

 

 

Кроме того, в прошлом году Александр Сокуров стал лауреатом премии «Небесная линия», учрежденной Балтийской медиа-группой, получив таким образом высокую общественную оценку его гражданской позиции.

Сегодня мы предлагаем читателям вспомнить высказывания Александра Николаевича по самым животрепещущим вопросам, которые волнуют наше общество.

Город

«Петербург — удивительный, единственный в своем роде город такого величия. Ничего подобного нет ни в России, ни в Европе. Но надо прямо сказать: у нас, у русского сообщества, сегодня не хватает ни моральных, ни нравственных сил сохранить это сокровище».

«В наших городах идет гражданская война. Иначе сказать не могу. Все же прекрасно понимают: есть неприкосновенные пространства. Не выросло еще поколение архитекторов, которое имеет моральное и профессиональное право прикасаться к Петербургу. Да и в России этого поколения архитекторов еще нет».

Небесная линия

«Небесная линия есть. Наши глаза нас не обманывают. Да, конечно, есть и прорывы в прекрасной небесной ткани, уже есть что латать. И пока еще возможно залатать. Было бы желание. Пример Вячеслава Адамовича Заренкова показателен. Мы все прекрасно понимаем, что строительство Биржи было одобрено городскими властями, губернатором. Но человек понял, что совершена ошибка, нашел в себе мужество, нашел средства, сделал все, чтобы не было прорехи… Беда и трагедия Петербурга в том, что все делается умышленно. Это не градостроительные ошибки. Торжество архитектурной бездарности».

Культура

«Ничего нет выше и ценнее культуры. Культура выше политики, выше государства».

«Уровень деградации слишком велик! Средний уровень культуры общества упал ниже подошвы ботинок. У нас научно-техническая интеллигенция и студенчество больше не являются основной аудиторией для культуры. И пожилые люди ушли из этого пространства. Ну и, конечно, произошли решительные изменения по качеству человеческих душ. Деградация стала чрезвычайной. И может стать необратимой».

Телевидение

«Меня в отчаяние приводит то, что происходит сейчас у нас в стране и что ползет на нас из телевизионного эфира. Потому что в этом зеркале опять множатся рожи — не лица, а рожи. Их постепенно становится все больше, они наступают… Эти клыки, эти кошмарные слюнявые морды, заросшие шерстью…»

«По объединяющей деструктивной каждодневной работе на первом месте — телевидение. Насилие на телевидении — норма, и оно становится уже «героическим». Смерть — проста. Убить — не страшно. Молодые видят — ты убил, и рефлексии никакой, ни совесть не мучит, ни наказание не придет. Вон у Достоевского — он еще не убил, так уже роман написан, поднимается по лестнице, а сколько сомнений, мучений, борений… а не убил еще! Сейчас вся эта лестница рухнула».

Кино

«Я не фанат кино. Воспитан литературой XIX века — русской и европейской. Хочу всю оставшуюся часть жизни сохранять способность к чтению и святую веру в Писателя. Что же касается кино — я просто там работаю». 

«Никаких новых течений в кино я не вижу и не верю, что какие-либо новые течения вообще могут быть. Новым может быть только сам художник. А искусство вечно — оно ни новое, ни старое».

«Сегодня картинам на русском языке и вообще серьезным картинам пробиться на экран в России так же трудно, как во Франции, Англии или США. Всех захлестывает чудовищная волна визуального товара. Превращение деятелей культуры в поставщиков массового товара стало новой формой тоталитаризма, еще более страшной, чем все предыдущие. И конечно, в советское время этот процесс столь разрушительного масштаба не имел. Говорите о социализме что хотите, мы могли бы сказать о нем еще резче, но такого тотального опустошения не было в России, возможно, никогда».

Власть

«С оценкой деятельности государственных деятелей нужно быть осторожным. Быть более самокритичным. Если диктатор приходит к власти, его к власти приводит народ, его к власти приводит общество, которое становится настолько безнравственным, что может позволить себе такую роскошь. Безнравственным, гадким, отвратительным может быть не только один человек, но в таковое состояние — гадости, безнравственности — могут впадать миллионы людей. К сожалению, это факт».

 

Александр Дегтярев, старший оператор-постановщик телеканала «100ТВ»:

— Я с Александром Сокуровым работал не так много, как хотелось бы. Это один из немногих режиссеров, с кем вообще имеет смысл работать. Он из старой гвардии. Высокопрофессиональный, с очень своеобразным видением — но в то же время обращающийся к общечеловеческим ценностям. Его практически не коснулась коммерциализация кино: Сокуров снимает то, что хочет, и так, как хочет. Ни один продюсер ему не может навязать свою позицию. И поэтому, конечно, он не очень востребован в России. Ведь зритель Сокурова — техническая и творческая интеллигенция 70-х и 80-х годов, студенчество. Многие уехали из страны, кто-то ушел в бизнес и сменил интересы. Поэтому он теряет зрителя. Естественно, Александр Николаевич переживает — ему, как любому художнику, хотелось бы быть услышанным, достучаться до людей, докричаться. И он использует всякую возможность реализоваться, сказать что-то. Он успешно работает и на телевидении: на канале «100ТВ» провел уже два года. Получил «ТЭФИ» за две телепрограммы. Так что эту стезю, с которой начинал, Сокуров не оставляет. 

 

Подготовили Зинаида АРСЕНЬЕВА и Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх