Александр Сокуров: Наша и мусульманская эстетики несовместимы
Знаменитый режиссер считает, что наплыв мигрантов в Европу чреват гуманитарной катастрофой
На 72-м Венецианском кинофестивале, на котором в эти дни Александр Сокуров представил свою новую ленту «Франкофония», российский мэтр кино поделился с журналистами своим взглядом на тему массового «переселения народов». Многие высказывания российского режиссера шли вразрез с привычной в Европе точкой зрения на проблему.
— Европа, достигшая высочайших достижений в искусстве и философии, продолжает сегодня совершать ошибку за ошибкой, — цитирует Сокурова итальянское издание «Corriere della Sera». — То, что происходит — эти бесконечные и бессмысленные вторжения, — кажется непередаваемым кошмаром. Это гуманитарная катастрофа, перед которой граждане бессильны, а политики бездействуют!
Идея толерантности, по словам Александра Николаевича, которая для европейцев священна, может в конечном счете привести к конфликту цивилизаций. Закрывать глаза на эту проблему недопустимо. Тем более плоды такого попустительства уже налицо: на той же территории Исламского государства террористы демонстративно разрушают древнейшие мировые памятники культуры, не считаясь с их ценностью.
— Наша и мусульманская эстетики несовместимы. Со всем уважением, но мы должны сохранять дистанцию. Защищать нашу культуру от иконоборческого неистовства, которое ее разрушает. На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты…
Напомним, недавно исламисты взорвали в захваченном ими сирийском городе три усыпальницы местных патрициев. А до этого разрушили в Пальмире храм Баал-Шамин и святилище верховного семитского божества Бэла.
По поводу потоков мигрантов из Африки и с Ближнего Востока Сокуров тоже высказался однозначно:
— Эти толпы, идущие по Европе... У меня не было того праздничного настроения, которое я видел внутри кадра, когда австрийцы или немцы аплодировали и встречали их как победителей. Я видел по большей части молодых людей и спрашивал: у вас там родина за спиной осталась, кто будет решать ваши вопросы? Опять европейцы? Итальянцы, французы, немцы? Кто будет решать сирийский вопрос? Чтобы действительно помочь этим людям, необходимо вмешаться в ситуацию в тех странах, откуда бегут люди, попытаться решить проблемы там. Вместо этого мы собираем их здесь, лишенных перспектив, в кучу, пытаемся навязать им наш образ жизни…
Впрочем, режиссер сказал, что он совершенно не против того, чтобы европейцы помогали тем, кто действительно нуждается в этой помощи — старикам, женщинам, детям. Но непонятно, отчего среди приезжих десятки тысяч молодых людей, да еще с поведением победителей?
— А что делают ваши генералы Северо-атлантического блока с этими всеми медалями на груди? — задал он еще один резонный вопрос. — Они-то что делают? Почему на Ближнем Востоке развивается эта кошмарная история с уничтожением памятников культуры? Для чего нужен Североатлантический блок? Для того чтобы воевать с Россией? Я вам говорю: вы не будете воевать с Россией. Бесполезно! Или вы дождетесь, что ваши генералы начнут в кабинетах стелить коврики и четыре раза в день делать намаз. Вы этого хотите?
Как резюмировал режиссер, европейские политики абсолютно ничего не делают, чтобы остановить этот процесс. А простые европейцы, не согласные с таким положением дел, — просто бессильны. Если не говорить об этом сегодня вслух (чего в Европе не делается), все это закончится катастрофой для европейского мира.
Своим новым фильмом Александр Сокуров напоминает о великих европейских ценностях и о необходимости их защиты. Фото: filmpressplus.com
Справка «ВП»
«Франкофония» рассказывает историю о сохранении шедевров Лувра в оккупированном немцами в 1940 году Париже. Документальная хроника в фильме чередуется с игровыми сценами, главными героями которых становятся директор музея француз Жак Жожар и немец Франц Меттерних, ответственный за сохранение произведений искусства на оккупированных территориях. В фильме действуют вымышленные персонажи и исторические герои, к примеру, символ Французской Республики Марианна, Наполеон и другие. В течение всей картины за кадром звучит голос Сокурова, который рассказывает историю спасения ценностей Лувра.
По итогам первой половины кинофестиваля фильм Александра Сокурова лидирует в рейтингах. Согласно результатам голосования критиков он идет на первом месте. На втором находится французская драма «Горностай». Третью строчку занимает лента «Большой всплеск» Луки Гуаданьино. Также первая строчка «Франкофонии» выставлена в рейтинге зрительского жюри. За ней следуют «Девушка из Дании» Тома Хупера и «Безродные звери» Кэри Фукунаги. Венецианский кинофестиваль проходит в этом году со 2 по 12 сентября.
Метки: Кинозал Мигранты Международное
Важно: Правила перепоста материалов