Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

Александр Сокуров: Ректоры вузов кричали, что я ничего не понимаю...

В Петербурге под эгидой правительства города завершился Международный культурный форум. Что это было?

Какие новации для Петербурга как культурной столицы он принес? Может быть, инвестиции в культурные проекты, которые задыхаются от безденежья? Ничего подобного. Кроме сумасшедшей рекламы, охватившей главные магистрали города, — дескать, радуйтесь, петербуржцы, вы всё ещё живете в культурной столице, — ничего существенного в сфере культуры для этих самых петербуржцев сделано не было. Отработаны дежурные мероприятия, которые ни уму ни сердцу. Даже парламентариям стало обидно: на пленарном заседании в среду они, в скобках заметив, что никто, кроме спикера, приглашения на форум не получил, потребовали от губернатора, чтобы он отчитывался о состоянии культурных дел в культурной столице. Но, к сожалению, предложение депутата Марины Шишкиной не прошло.

«Вечёрка» попросила поделиться своими впечатлениями от второго культурного форума народного артиста России кинорежиссера Александра Сокурова.


— Мне нечего добавить к произошедшему, — прокомментировал ситуацию Александр Николаевич. — И то это вызвало злобу, гнев и раздражение, поэтому не буду комментировать. Хотя я был на секции русского языка и переводов, и там было всё великолепно организовано, доклады интересные. Но когда я посмотрел на общие заседания с участием правительства города, вице-премьера, представителя президента, я был, честно говоря, озадачен тем, что увидел и услышал.

— А что делать нам, живущим в культурной столице?
— А кто вам сказал, что мы живем в культурной столице? Почему мы в это верим? Нам очень много чего нужно сделать — город крайне бедный, очень ограниченный в средствах. Он даже сам себя поддерживать не может: мы даже реновацию не в силах провести, отремонтировать коммуналки — какая мы культурная столица? У нас нет ни одного серьёзного кинотеатра, нет синематеки, нет киноархива, нет студенческих кафе, студенческого кинотеатра, специальных библиотек — только глобальные учреждения культуры...

— И в этих условиях отсутствия необходимой инфраструктуры для культурных запросов — разве можно тратить огромные деньги на проведение культурного форума? Может, и вправду лучше их потратить на студенческие театры, кафе и библиотеки?
— Не знаю, я, честно говоря, и так слишком часто вмешиваюсь в эти процессы, процедуры на градсоветах и... не знаю, как с этим бороться. Если нет желания этим заниматься и разбираться у власти, то как я, отдельный гражданин, могу что-то сделать? Я могу высказывать свою точку зрения, но это, и вы видели, не вызвало никакого отклика в зале. Наоборот, когда я призвал к отмене платы за высшее образование, тут же стали протестовать ректоры вузов — они кричали, что я ничего не понимаю...

— Александр Николаевич, но если отбросить всю критику, можно ли сказать, что за последнее время в Петербурге появились какие-то значимые культурные проекты?
— Не могу это комментировать, потому что я мало чего знаю, я не посвященный в это человек. Я несколько месяцев не был в Петербурге вообще — был на съёмках за пределами России. Может быть, и есть какие-то проекты, но я об этом не знаю. Правда, мы создали Фонд поддержки кино «Пример интонации»... Думаю, не могут люди ничего не делать, просто мы мало что знаем, у нас нет общего информационного поля.

— Кстати, а что за съёмки у вас были? Что за новый проект? Наверное, в Германии снимали?
— В Германии и Франции. Но я не хочу на эту тему говорить — рано. Надо, чтоб картина была сделана, тем более что она не предназначена для проката в России.

— И всё-таки отношения с властью, с вице-губернатором, курирующим культуру в городе, — какие они?
— Они разные. Складывалось впечатление, что я нахожусь в ссоре в вице-губернатором Василием Кичеджи, что ему не нравилась моя общественная деятельность. Но, тем не менее, Василий Николаевич поддержал наш фонд, журнал «Сеанс», выделил средства на кинодебюты... Важно не то, какие у меня с ним отношения, а то, чтобы он поддерживал какие-то культурные начинания, чтобы не занимался цензурой. Но в моём случае могу сказать, что у меня с ним нормальные, рабочие отношения.

— А как вы оцениваете смену руководства в некоторых учреждениях культуры, например, в Академии русского балета?
— Я не знаю балетной традиции, ситуации — выглядит странно, но если само училище приняло Николая Цискаридзе, то, думаю, так и должно быть...

— На последнем заседании ЗакСа депутаты хотели заставить ежегодно отчитываться губернатора о состоянии дел в культуре. К сожалению, предложение не было принято. Как вы считаете, должен ли градоначальник отчитываться о том, что сделано в культурной сфере?
— Считаю, что все виды общения губернатора с городом, с ЗакСом должны быть. Вы знаете, даже президент США периодически общается с народом и выступает в радиоэфире. И, думаю, наш губернатор должен выступать ежемесячно в СМИ и отчитываться по вопросам культуры, и ЗакС, кстати, тоже. Ведь иногда нам, избирателям, бывает немножко стыдно за деятельность нашего Законодательного собрания, и если бы депутаты и губернатор чаще отчитывались перед горожанами, это только работало бы на их авторитет.

— Вы часто выступаете как защитник исторического центра Петербурга. Надеюсь, сохранение исторического центра по-прежнему остаётся в фокусе вашего внимания?
— Да. К сожалению, это остаётся больной и тяжёлой проблемой Петербурга. Что-то удаётся решить, но пока ещё противодействие этому возрастает, по целому ряду проектов оно непреодолимо. Например, мы не смогли остановить строительство очередного, миллионного наверное, бизнес-центра на Лиговке — там, где мы предлагали восстановить Греческую церковь, несмотря на обращения к губернатору, к депутатам. Это называется, а воз и ныне там: скрытые механизмы, которые существуют в городе, по-прежнему работают, и иногда работают с нарастающей агрессией...

— Александр Николаевич, а за что у вас душа болит?
— За всё: поднимешь глаза, посмотришь на фасад исторического дома и думаешь: «Лучше не смотреть». Стыдно за это безумие, за превышение этажности, за бездарную организацию движения в городе — столько проблем, что не успокоиться...

— И тут возникает вечный вопрос: что делать, чтобы город стал культурной столицей не на бумаге, а на деле?
— На такой вопрос ответ звучал миллион раз: каждый должен делать свою работу максимально качественно, ответственно и честно. Часто мы ругаем власти, правительство, президента, но, к сожалению, это наш бич — нам, русским людям, качественной и честной работы не хватает — мы работаем некачественно, неаккуратно и не соблюдаем законы. Вот президент, например, может решить вопрос росчерком пера. Другое дело — будет ли его указания выполняться? Вот по распоряжению главы государства в киностудию «Ленфильм» давно должны были передать киноколлекцию, которая сейчас находится у «Госфильмофонда». Президент сказал: «Передать». И я спрашиваю: сколько месяцев прошло после этого? Семь. А воз и ныне там. Бюрократический аппарат тормозит выполнение распоряжений президента.

↑ Наверх