Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Александр Сокуров: Зачем вам эти стены? Работайте дома!

Зубовский институт: механизм разгрома

27 февраля в Доме актера состоялись открытые слушания «Зубовский институт. Механизмы разгрома», посвященные ситуации с Российским институтом истории искусств (Зубовским). 


Приглашение на встречу было отправлено и исполняющей обязанности директора РИИИ Ольге Кох, но она не пришла, как не пришла она в свое время и на заседание комиссии по культуре Законодательного собрания города. 

Положение в искусствоведческом институте на сегодня таково: за минувшие 8 месяцев институт покинули свыше 40 сотрудников, часть — по собственному желанию, часть — по решению руководства в связи с «оптимизацией штата». Уволенные таким образом восстанавливаются решением суда — таких решений три. Закрыты целые научные направления работы института, нет ученого совета, не заключен коллективный договор сотрудников и администрации, не утвержден план работы научного учреждения федерального значения, подчиняющегося Минкульту. Сотрудники, оставшиеся на работе, должны сидеть в институте «от звонка до звонка», новому руководству не дано понять, что театроведу надо ходить на спектакли, музыковеду — на концерты, всем тем, кто занимается искусствоведением, необходимо работать в архивах и библиотеках, а также преподавать, чтобы передавать опыт молодым. 

Поддержать коллег на встречу пришли многие петербургские интеллигенты. Главный режиссер Театра сатиры на Васильевском Анджей Бубень сказал, что работа театров впрямую зависит от людей, изучающих искусство, ибо «без культурного контекста существование человека творческого невозможно». Бубень подчеркнул, что и в Польше существует проблема с развитием гуманитарных наук — далеко не все понимают, что именно гуманитарные науки хранят коллективную память. 

Кинорежиссер Александр Сокуров вывел обсуждение ситуации на новый уровень, задав экс-сотрудникам РИИИ неожиданный вопрос: «Зачем вам эти стены? Работайте дома!». Он говорил о том, что очень многим неизвестно практическое участие сотрудников института в жизни города — в градозащитном движении, в движении за отмену платы обучения в творческих вузах, например. «В практической жизни русского общества не хватает участия научных коллективов, — сказал Сокуров. — Вам надо помогать учить формулировать смыслы. Гуманитарная интеллигенция бросила общество в хаосе, мы не можем, к примеру, понять, почему в современной культуре присутствует столько агрессии, где хорошее, а где пена, кто включится в борьбу с кошмарным влиянием телевидения». 

«Вы должны быть очевидны, понятны — мы будем понимать, что мы защищаем», — настаивал режиссер. 

Глава комиссии по культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник («Гражданская платформа»)  говорил об «атомизированности» творческих работников: «Когда громили оркестры, где были вы?». Выступили представитель Пушкинского дома, Союза композиторов, было зачитано письмо от Константина Райкина, который назвал происходящее в Зубовском «одной из черных страниц в истории города».

Сотрудники института говорили о том, что РИИИ всегда был в авангарде искусствоведческой науки. «Нас развели, как интеллигентных людей, на самобичевании, — сказала экс-директор РИИИ Татьяна Клявина, вспомнившая первое совещание в Минкульте с руководителями подведомственных министерству федеральных институтов, которое проводил тогдашний замминистра Иван Демидов. 

«В страшном сне бы не приснилось, что с людьми можно разговаривать так», — заметила Клявина. По ее словам, нынешнее собрание в Доме актера — «сверка часов, понимание того, что Зубовский не брошен и не забыт». Она предложила написать, зафиксировать историю того, что происходило в Зубовском и вокруг Зубовского все эти месяцы — почти год: «Мы мало знаем, как происходил разгром в тридцатых годах прошлого века, Надо книгу написать о том, что происходит сейчас».

Результатом встречи в Доме Актера стала резолюция, принятая ее участниками. 

Вот выдержка из нее: «Считать стратегию и тактику Министерства культуры РФ по реформированию научных искусствоведческих институтов ошибочной, разрушительной, ведущей к уничтожению профессионального знания об искусстве и культуре. Признать такую политику не имеющей вразумительной идеологии реформирования, способствующей не оправдываемому расходованию средств федерального бюджета и калечащей человеческие судьбы».

Сейчас в РИИИ закрыты целые научные направления, нет ученого совета.


↑ Наверх