Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Александр Сокуров укротил Венецианского Льва

Влиятельный кинофорум признал силу настоящего «Фауста» от русского кинорежиссера

«Он такой маленький, а какой тяжелой дорогой пришлось к нему идти!»

Победа российского режиссера — это победа авторского, художественного кино над коммерческим, массовым. «Тот, кто посмотрит «Фауста» Сокурова, никогда уже не будет прежним», — этими словами глава жюри Венецианского фестиваля Даррен Аронофски объяснил присуждение «Золотого льва» фильму российского режиссера.

Венецианский конкурс в этом году был чрезвычайно богат, это отметили все, кто прибыл на остров Лидо: в основной программе было свыше 20 ярких, резонансных и долгожданных картин, в том числе работы Романа Поланского, Дэвида Кроненберга, Тодда Солондза, Джорджа Клуни, Уильяма Фридкина, Стива МакКуина. Мнения критиков разделились. При такой конкуренции уверенно ставить на «Фауста» не отваживались даже российские журналисты, вслух надеясь просто на награду. Но жюри было в своем решении единодушно — это председатель коллегии режиссер Даррен Аронофски подчеркнул особо.

Александр Сокуров, стоя на знаменитой сцене и глядя на льва, взволнованно сказал: «Он такой маленький, а как длинна и тяжела была дорога к нему!»

Александр Сокуров шел к мировому признанию против течения. Фото: ИТАР-ТАСС

Режиссер шел к мировому признанию против течения, устремленного сегодня к массовому коммерческому успеху, ни разу не изменив себе. Хотя после показа «Фауста» публика устроила режиссеру овацию, он не был уверен в победе и даже заказал обратный билет в Россию на утро субботы, но его настойчиво попросили задержаться в Венеции «из уважения к фестивалю и Марко Мюллеру», другу и поклоннику Александра Сокурова.
«Я считаю Гете и «Фауста» фундаментальным явлением, основой для всей мировой культуры XIX века. Но Фауст для меня — фигура живая, человеческая, не мифологическая. В его судьбе есть все, что может случиться с живым человеком. И прочие персонажи тетралогии — тоже реальные, живые люди», — поделился Сокуров после премьеры с журналистами.

Фильм, по словам режиссера, в какой-то мере — исследование немецкого национального характера. «Мне было очень важно, что есть немецкий характер не только в лингвистическом и философском смысле, но и в колористическом преломлении», — рассказал Сокуров, добавив, что во время подготовки к съемкам пересмотрел огромное количество живописных и графических работ немецких художников, а также изучил знаменитый трактат Гете «Учение о цветах».

Экстравагантные костюмы, декорации, сложный грим наверняка потребовали огромных усилий, но затраты окупились сполна: изобразительное решение фильма завораживает, едва ли не каждый кадр вызывает ассоциации с живописью — пейзажами немецких романтиков вроде Каспара-Давида Фридриха, портретами Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха и Рембрандта.

Каждый кадр в «Фаусте» — словно полотно Дюрера или Кранаха. Фото: ИТАР-ТАСС

Режиссер подчеркивает: это не экранизация фундаментального в мировой литературе произведения. «Фауст» — финальная часть тетралогии, в которую входят предыдущие фильмы режиссера о Ленине, Гитлере и японском императоре Хирохито. По замыслу режиссера, фильм ставит точку в этом философском киноисследовании природы власти. «Власть всегда довлеет. Так всегда было и всегда будет, пока общество остается неразвитым. Власть оказывает ровно такое давление на людей, которое люди позволяют над собой производить» — так ответил режиссер на вопрос о том, что за послание миру зашифровано в его монументальной тетралогии.

Кроме того, сокуровский «Фауст» дает ответ об источнике зла. «Я писал этот сценарий, постоянно думая о том, что если раньше черт бегал за человеком, то сейчас уже к нему стоит длинная очередь людей, желающих продать свою душу», — пояснил сценарист и соратник Сокурова Юрий Арабов, использовавший как основу не столько гетевское произведение, сколько средневековую немецкую легенду «История доктора Иоганна Фауста».
Об этом же когда-то, представляя в январе 2009 года свой амбициозный проект в пресс-центре Балтийской медиа-группы, говорил и сам режиссер: «Я не верю в существование дьявола. Дьявола нет, но есть человек, который порой может пасть так низко, что становится воплощением зла. Фильм о том, что всегда есть возвышенные души, похожие на нежных ангелов, и всегда есть падшие люди. И о противостоянии между ними».

Мефистофель в исполнении Антона Адасинского лишен демонического ореола и обаяния, которым традиционно наделяли дьявола художники прошлого, будь то Гете, Томас Манн или Михаил Булгаков. У Сокурова Мефистофель-ростовщик воплощает скорее образ бытового, низменного зла, отсылающего к «мелкому бесу» Федора Сологуба. «В моем представлении роль дьявольского начала решительно преувеличена. Если мы считаем, что дьявол — серьезный, большой противник, враг человека, не заблуждаемся ли мы? Ведь он решил проявить несогласие с самим Богом. В этом что — есть разум? Понимание реальности? Как можно такую глупую силу считать серьезным противником? Это игра, попытка поставить между человеком и Богом какой-то персонаж, на который можно списать все человеческие проблемы», — уверен Сокуров.

«Фауст» Александра Сокурова — самая дорогая в его карьере лента, снятая за девять с лишним миллионов долларов. Режиссер поблагодарил Фонд развития и поддержки СМИ за серьезную финансовую поддержку в процессе создания картины. «Без него не было бы моей картины, каким бы способным режиссером я ни был», — считает режиссер.

Михаил СОБОЛЕВ


Комментарии
Жоэль Шапрон, кинопрокатчик, исследователь российского кино во Франции:
— Думаю, любой фильм Александра Сокурова — настоящее украшение серьезного кинофестиваля, достойный участник любого уважаемого в мировом сообществе кинофорума. В моем понимании фильмы Александра Сокурова заключают в себе гуманистические традиции великой русской культуры, говорят со зрителем именно русским кинематографическим языком. Приятно слышать, что новая лента этого прославленного режиссера стала победителем Венецианского кинофеста.

Игорь МОСИН, руководитель программы «Однажды утром» канала «100ТВ»:
— Думаю, самое время поздравить Александра Николаевича с заслуженной победой — большинством голосов жюри Венецианского кинофеста вручило «Золотого льва» именно Сокурову. Сказать, что это неожиданный результат, — было бы лукавством. Фильм сложный, фильм тяжелый в плане своего производства. Я знаю, для этой киноленты почти полгода собирали и выстраивали декорации — целый город, сначала в Чехии, потом в Исландии. Скрупулезно подбирая каждую деталь интерьера, каждый элемент кадра. Исландия в фильме «Фауст» играет немаловажную роль. Александр Николаевич не раз говорил, что в фильме ему нужен особый микроклимат, а здесь безжизненные пространства, внезапные гейзеры. Я очень надеюсь и верю, фильм «Фауст» обязательно выйдет в прокат. Эту титаническую работу должен увидеть российский кинозритель. Кинофестиваль класса премиум новую работу Александра Николаевича уже оценил. Теперь, думаю, настал черед и рядового кинозрителя — сопереживая героям картины, порадоваться за режиссера.

Подготовил Дмитрий МОСКОВСКИЙ

↑ Наверх