Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Лидер Русского движения Украины Александр Свистунов: Если Запад начнет давить и «включать» истерику, то Крым отойдет к России очень быстро

События на Украине разворачиваются таким образом, что одна часть «незалэжной» вместе со столицей Киевом лихорадочно празднует победу над Янеком (свергнутым президентом Виктором Януковичем), меняет Конституцию, назначает выборы главы государства на 25 мая, при этом неустанно взывает к западным лидерам о помощи преддефолтной стране

— После майдана все в растерянности, рассказал Александр Григорьевич, — дело доходит до комедии: сейчас стало известно, что губернаторами восточных областей Украины стали те, кто оплачивал майдан. Так, губернатором Донецкой области назначили ближайшего помощника олигарха Ахметова, губернатором Днепропетровской области — миллиардера Коломойского, губернатором Харьковщины — Ярославского, а Новицкого хотят в Севастополь назначить. Получается очень интересная картина: решили выкинуть лишнего — Януковича, а все те же остались. И за какую справедливость, европейское равноправие боролись те мирные жители, которые стояли на майдане? За что полегла «небесная сотня»? Получается, за тех олигархов, которые грабили до этого? Что поменялось после революции? Да ничего — олигархи потратились на нее, теперь надо вернуть им деньги... России надо идти ва-банк и не бояться ничего. Владимир Путин сегодня — единственный лидер, кто может сохранить целостность России. И Россия должна защитить русских на Украине и ввести ограниченный контингент войск в Крым. Смотрите, что произошло в Харькове, — когда здание обладминистрации захватили представители «Правого сектора», а ребята из местной самообороны отбили его назад, то на них теперь завели уголовные дела. И получается: одним — слава героям, а тем, кто отстаивал свои права, — уголовные дела. Если Россия остановится, то ее сомнут, выкинут из Крыма. Каждый день промедления приводит к мобилизации западных сил. Сейчас идет жесточайшая борьба против русского фактора. Мы идем в последний бой, я, допустим, до последнего патрона буду отстреливаться, но народ здесь растерянный, и нужно еще поднять его. И народ должен понимать, что его не оставят в беде. Приглашаю во Львов московских либералов — пусть они приедут сюда и посмотрят, как мы живем, как уничтожается русский мир, — побыли бы в нашей шкуре.

Фото: politika.crimea.ua


Юго-восточная часть страны думает, как ей обороняться от западной части, чтобы сохранить свою автономию, и просит помощь у России. Совет Госдумы обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить русскоязычных граждан Крыма от произвола и насилия. Еще одно заявление — от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Республика Крым — это автономное образование на территории Украины, и в соответствии с той компетенцией, которая у них есть, народ Крыма вправе определиться в размерах своей автономии и полномочий, которые власти Крыма готовы взять на себя в организации жизни людей». И президент попросил разрешение у СовФеда (такова процедура) на ввод войск в Крым, а сенаторы на внеочередном заседании в субботу одобрили это. «Вечёрка» решила поинтересоваться у известного политического деятеля Украины, председателя РДУ (Русского движения Украины), депутата пятого созыва (с 2006 по 2010 год) Верховного совета Крыма Александра Свистунова, как к этому отнеслись сами крымчане.

— Сейчас идет самоопределение Крыма, — рассказал Александр Григорьевич. — Крымчане не хотят находиться в этом бедламе, беспорядках, которые происходят в Киеве, они хотят, чтобы их защитили. Поймите правильно, никто не хочет, чтобы им навязывали чужие порядки, чужую волю. Никто не хочет жить по раскладке необандеровцев и праворадикалов. И многие здравые украинцы, думаю, понимают, что люди хотят жить вместе с Россией. Я положение в Крыму очень хорошо знаю как бывший депутат — пять лет был депутатом автономии и могу сказать, что крымчане крайне отрицательно относятся к тому, что творится в Киеве, и крайне развернуты к России. Люди страшно боятся только одного: чтобы Россия их не бросила. И если Россия их не бросит, то они будут счастливы. Поэтому они встретили заявление о том, что Россия поможет Крыму, на ура.

— Да, нам показали, как в Крыму стоят блок-посты, а на бетонных плитах надпись: «Бандерлоги не пройдут!» Но ведь наверняка есть и те, кому может не понравиться введение ограниченного контингента российских войск в Крым…
— К сожалению, одна карта, которую попробуют разыграть в этой ситуации, — крымские татары. Не думаю, что ее смогут разыграть, хотя в субботу встречались два министра иностранных дел — Украины и Турции, и, безусловно, они обсуждали крымскую ситуацию. Однако крымчанам надо определиться по отношению к меджлису, который не зарегистрирован и не является юридическим лицом, а потому не может выступать от лица крымско-татарского народа. Не думаю, что Рефат Чубаров (глава меджлиса. — Л. К.) не понимает всей меры ответственности за пролитую кровь своего народа. В Крыму проживают не более 10% татар, но там есть своя комбинация. Когда я занимал пост зампредседателя по межнациональным отношениям в крымском парламенте, то изучал этот вопрос и могу сказать, что среди татар, приехавших в Крым из Узбекистана, «затесалось» много узбеков и казахов, которые ехали на легкие хлеба. Есть, конечно, среди крымских татар и свои радикальные элементы, которые наверняка будут подбрасывать «огонь», то есть совершать своего рода провокации, как на площади Тахрир, но, уверен, крымские власти сумеют локализовать такого рода очаги, ведь доверие к крымскому правительству сейчас находится на очень высоком уровне.

— И уже известно, что с 25 мая на 30 марта перенесли референдум по расширению статуса и полномочий Крыма…
— Сроки перенесли по понятным причинам: чтобы не затягивать, не ждать провокации и особенно не ждать массы гостей из ОБСЕ, США и т. д., которые будут приезжать и «мирить», а кого с кем — непонятно. Нам надо хорошо подготовиться к референдуму, чтобы это не было, как в Киеве: нагло, беззаконно и по-дурному, а было бы легитимно, на законных основаниях. Хотя результаты референдума всем понятны и сейчас — Крым хочет как минимум жить самостоятельно, а как максимум — быть вместе с Россией. Тут вопрос в другом: будет ли Запад нагнетать ситуацию? Но, думается, ни американцам, ни Европе третья мировая война не нужна — они покричат-покричат и успокоятся.

— И все-таки, какая судьба ждет Крым? Будет ли там настоящая автономия и как следствие — соблюдение верховенства местных законов над украинскими?
— Думаю, что все пройдет в два этапа. Первый: в положении о референдуме говорится, что Крым будет работать с Украиной на основании договорных соглашений. И здесь, кстати, нужно внести поправку — на основании новых договорных отношений, что даст новый импульс отношениям Крыма и Украины. Второй этап: если Украина не будет менять свой курс, то Крым, бесспорно, будет уходить в состав России.

— А Госдума уже сейчас помимо упрощенного закона о гражданстве для украинцев принимает закон об упрощенном присоединении к России новых субъектов Федерации...
— Повторяю: здесь многое зависит от позиции Запада. Если Запад начнет давить и «включать» истерику, то Крым отойдет к России очень быстро. Поверьте мне, крымчане — решительные ребята, они однозначно проголосуют за вхождение в Россию. На референдуме 30 марта они могут объявить о новых отношениях с Украиной, выстроить их за неделю-полторы, а потом объявить второй референдум — и… до свидания.

— Нет, так просто сказать «до свидания» Крыму не дадут — вон уже олигарх Порошенко приезжал в Симферополь, чтобы наладить мосты, хотя его толпа гнала три квартала, потом еще другие эмиссары на полуостров нагрянут…
— Им всем надо сказать: «Караул устал». Что они ездят, что-то все вынюхивают и нагнетают ситуацию. Им надо объяснить, что народ сейчас разозлен и возможны неадекватные поступки с его стороны. На мой взгляд, Запад совершил две ошибки. Во-первых, когда он начал атаку на Украину, чтобы она подписала договор об ассоциации с ЕС, — прежде ему надо было вести диалог с Россией. А во-вторых, когда 21февраля 2014 года Янукович подписывал соглашение о принятии новой Конституции, о досрочных выборах президента, засвидетельствованное министрами иностранных дел Германии, Польши и Франции, опять-таки надо было пригласить и Россию. Понятно, они все торопились, пока Россия была занята Олимпийскими играми, и пошли на полное беззаконие. Я не выгораживаю Януковича — он натворил столько чудес, совершил столько грубейших ошибок, что вызывает к себе отрицательное отношение. Но то, что произошло, — противозаконно. И что Запад думал: Россия все проглотит? Мы же знаем, кого прессовали, кто кому давал «вказивки», как бегали за советами в консульства. А американский представитель Нуланд вообще сформировала новое правительство Украины — США прочили Яценюка премьером, что, кстати, и сбылось. Значит, когда они вмешиваются, это правильно, а когда Россия хочет защитить интересы русских на Украине, этого делать нельзя?

— А карта Януковича уже бита или все-таки еще будет разыграна?
— Янукович ведет себя непонятно. На своей пресс-конференции в Ростове-на-Дону он сказал о какой-то дискуссии с Путиным. Какая дискуссия, дорогой мой! Ты думай о своей стране, а не о дискуссии с Путиным. Думай, как тебе вернуть легитимную власть, которую ты растерял. Но все-таки я не считаю, что его карта бита. Ему надо сейчас подумать о континентальной Украине, как в Крыму говорят. Несмотря на все усилия Запада по поддержке новой власти (полагаю, что будут сделаны еще и какие-то военные маневры, особенно на Западной Украине), Запад не собирается развязывать свой кошелек. А если развяжет, то на таких кабальных условиях, чтобы прихватить Украину окончательно. Но честно сказать, динамика экономического упадка страны идет столь стремительно, что никакой Запад не сможет эту ситуацию быстро освоить. Зная о том, как они осторожненько подходят к вопросу траты денег, уверен, что их обгонит социальный взрыв на Украине. Тем более если Россия потеряет интерес к торговле с Украиной, то, боюсь, как бы не произошло новой революции — социальной, которую уже предрекают стране чуть ли не через три-четыре месяца.

— Александр Григорьевич, а Юлия Тимошенко, которая находилась на лечении в Германии, будет вступать в игру?
— Ее роль будет определяться госпожой Меркель. Нет, она, конечно, поталантливей, чем вся та публика вместе взятая, она не лобовая — будет работать на маневре, но Тимошенко куда более жесткий человек на внутреннем политическом рынке, чем даже нынешние ребята, и ожидать от нее каких-то потеплений с Россией не следует. Думаю, Юлия Тимошенко будет проводить линию Кучмы и бороться за сохранение влияния Запада на Украину.

— По инициативе нового украинского правительства созван Совбез ООН. Вы что-то ждете от его решений?
— Прежде всего я жду, чтобы Украина успокоилась, к чему призывает и народный депутат Верховной рады Нестор Шуфрич. Жду, чтобы новая власть не говорила об агрессии России, а нормально смотрела бы на ситуацию с самоопределением Крыма. Они же говорят о каком-то своем самоопределении! Но то, что они творили в Киеве, где погибли 94 человека, ни в какое сравнение не идет с Крымом, где не было жертв, а было два несчастных случая во время давки. Если бы крымский народ действительно не захотел присутствия россиян и смены власти в Крыму, то, уж поверьте мне, крымчане — не робкие люди, они бы массово вышли на митинги. А мы сейчас наблюдаем другую картину — люди массово вступают в организацию «Крымский фронт», массово организуют отряды самообороны, массово поддерживают те решения, которые принимаются новым правительством и парламентом Крыма.

— А в это время и. о. президента Турчинов просит Запад уберечь Украину от агрессии России и вспоминает Будапештские соглашения 1994 года, гарантирующие неделимость Украины...
— Думаю, надо поднять другие соглашения, по которым Украина не выполняла свои обязательства перед Россией, а также те соглашения, по которым Крым с дикими нарушениями передавался Украине. К тому же Россия является правопреемницей Советского Союза, и надо хорошо посмотреть всю законодательную базу, касающуюся взаимоотношений Украины и России, — там есть к чему апеллировать России. Вы только посмотрите, как напрямую западные страны вмешиваются в дела Украины, поддерживая незаконные образования. И почему-то они забывают о том, что нарушают соглашение о гарантии независимости Украины. И что делали на Майдане грузинские, литовские, польские так называемые добровольцы, которые сидели там безвылазно?

— И все-таки сохраняется ли возможность гражданской войны или Украину удастся «отодвинуть» от края пропасти?
— Могу сказать, что если сейчас некие добровольцы будут формировать дивизии и полки на Западной Украине и направлять их в Крым, то столько же приедет русских добровольцев с Дона, Кубани защищать своих крымских братьев. Вообще-то Западной Украине надо бы задуматься над тем, чтобы польские войска туда не вошли. Если польские войска туда войдут, то можно гарантировать, что они оттуда не выйдут. Нынешняя украинская власть ведет себя абсолютно неграмотно, как-то однобоко. Как Янукович, который в свое время представлял во власти себя, свою семью и часть донецкого клана, так эти начинают представлять себя, Западную Украину и Киев, отбросив от управления страной другие силы — с востока и юга Украины. Что такого плохого сделали коммунисты, что на них сейчас устроили гонения? Почему идет давление одной части страны на другую — юго-восточную, где живет две трети населения?

— В Интернете появились ролики из серии «Смотрите, кто пришел!»: о том, как бряцает оружием на заседании местной власти в Ровно (Западная Украина) активист «Правого сектора» националист Сашко Билий, как он дает подзатыльник прокурору Ровенского района и обещает повесить нового главу МВД Авакова. Появились и ролики, как бойцы «Беркута» становятся на колени и просят прощения…
— Это на Западной Украине «Беркут» ставили на колени, крымчане встречали бойцов цветами. Но думаю, с выдачей паспортов беркутовцам россияне немножко поспешили — они нормально себя чувствуют и при обычных гарантиях России. Кстати, меня потрясло вчерашнее выступление лидера Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ) Наталии Витренко в ОБСЕ — она показала фотографии, кадры хроники и рассказала, что было в действительности в Киеве и кто на кого нападал. Там есть ужасные кадры: когда град булыжников сыплется на отряд «Беркута», а они только прикрываются щитами и не сопротивляются. И это происходит не в течение 5 — 10 минут, а восемь — десять часов! Или кадры, когда огромная толпа бьет милиционеров булыжниками по голове, калечит их — там никакая каска не спасет. А так называемый народ, то есть боевики, затягивает к себе милиционеров, избивает их, а потом, когда это уже не человек, а труп, как бы оказывает медицинскую помощь…

— Александр Григорьевич, какие шаги надо сделать, на ваш взгляд, чтобы обойтись, что называется, малой кровью…
— Россия все делает правильно — она взяла под крыло крымчан, и этим все сказано. Думаю, не надо ничего менять в этой ситуации. Нужно сосредоточить свои усилия на дипломатическом и информационном фронтах и позицию не менять. Потому что если Россия сейчас поменяет свою позицию, начнет лавировать — сомнут и ее саму.

↑ Наверх