Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Александр Васильев: Туфли Любови Орловой я вылавливал 25 лет!

Знаменитый историк моды и телеведущий выступил художником по костюмам к новой постановке запрещенной в советском союзе пьесы «товарищ»

В Петербурге спектакль впервые представит знаменитый историк моды и телеведущий Александр Васильев. Он же выступает художником по костюмам и декоратором. Для этого спектакля Васильев привез из Парижа из своей собственной коллекции подлинные платья 20-х годов. В театральной мастерской заказаны точные копии этих платьев, которые будут носить на сцене героини «Товарища».
Корреспондентам «ВП» представилась чудесная возможность увидеть часть этих костюмов вблизи, на манекенах, и поговорить с мэтром моды в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском, 67, о театре, телевидении, платье Уоллис Симпсон и туфлях 37-го размера Любови Орловой.

Костюмы Васильева в «Товарище» по большей части являются репликами исторических костюмов. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Рената Литвинова хочет сыграть в «Товарище»
— Александр, вы ведь не впервые делаете костюмы к театральному спектаклю?
— Что значит не впервые? Я только этим и живу!

— В России ведь эта пьеса не очень хорошо известна...
— В Советской России пьеса не могла идти, ведь в ней русские аристократы, эмигранты выходят в конце концов победителями… Зато пьеса была хитом на Западе. В Нью-Йорке на Бродвее в спектакле по этой пьесе была замечена Вивьен Ли, а в Лондоне в 1991 году знаменитая балерина Наталья Макарова дебютировала в «Товарище» как драматическая актриса. Пьеса даже была экранизирована в Голливуде Анатолием Литваком с Клодетт Колбер в главной роли. Любопытный факт я узнал, когда изучал все, что написано о «Товарище». Гитлер трижды был на «Товарище» в Берлине в тридцатые годы, видимо изучая русскую душу до нападения на СССР. Тираны иногда демонстрировали такую вот странную любовь к тем или иным спектаклям. Известно, что Сталин много раз ходил в МХАТ на «Дни Турбиных» Михаила Булгакова… Что-то нравилось, что-то не давало покоя. Он не любил Булгакова, но ходил на его спектакли.

— Что же такого необычного в этой пьесе, чем привлекала она и чем может привлечь современную публику?
— Пьеса очень трогательная, это трагикомедия, зрители, смотря спектакль, и смеются, и плачут — плачут реально, настоящими слезами. Сегодня, когда все мы полны цинизма, когда видим по телевизору всякие ужасы, растрогать человека текстом очень трудно. Казалось бы, ну что в ней такого необычного? Простые слова о долге, чести и правде, любви к родине и тоске по ней…
Но сейчас мы живем в стране тотального воровства. У нас это кажется кретинизмом — иметь доступ к деньгам и не воровать. Как?! Деньги были и ты не украл? Это считается бравадой какой-то. Не купил дом в Монте-Карло, не отправил детей в Лондон учиться?
Здесь совсем про другое.
В Москве заинтересовались этой пьесой. Рената Литвинова говорит об экранизации, причем она сама хотела бы сыграть главную роль. Татьяна Доронина обмолвилась, что хотела бы поставить ее у себя в театре.

За «модный приговор» платят много больше
— Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о платьях, которые «играют» в «Товарище»...
— Вот это платье для меня историческое (подходит к черному платью с длинными рукавами, из которых выглядывают оранжевые манжеты). Это копия с модели знаменитой парижской модельерши 20-х годов Мадлен Вионне. Оно ценно, потому что «играло» в национальном королевском театре в Лондоне в другом проекте, в пьесе «Поэт-изгнанник» о Марине Цветаевой. И в нем выходила на сцену Фиона Шоу, игравшая эту роль. Мы его повторили.

Конечно, это все натуральные ткани — крепдешины, креп-жоржеты, они секутся, на них появляются дырочки, а бисер имеет обыкновение опадать. И знаете (делает танцевальные па), в этих платьях слишком много танцевали чарльстон и фокстрот. В них потели, ели мороженое, пили вино.

Ой, это платье вы задом наперед надели (в притворном ужасе)! Ну ничего, так тоже красиво.

Еще в спектакле «играет» кимоно, в котором будет у нас Нелли Попова. Раньше оно принадлежало Жозефин Бейкер, чернокожей певице, звезде кабаре «Фоли-Бержер», которая первой стала выступать с голой грудью. Оно просто создано для сцены. Героиня появляется, и сразу видно, что она — звезда. В спектакле все кончается встречей старого Нового года. И тогда наши русские эмигранты достают свои тиары, выкупают свои платья из ломбарда. И тут хозяева увидели наконец, кто же на самом деле есть эти русские, которые у них работают. В финале наши герои должны затмить своих богатых хозяев. Не блестками и рюшами, а элегантностью, благородством, стилем. Чтобы все сразу поняли — да, эти люди классом повыше. И это надо было передать с помощью костюма. Очень интересная задача.

Я очень люблю работать на театре. Но сейчас для меня это почти хобби, потому что телевидение платит много больше. Конечно, «Модный приговор» берет много времени. Мы снимаем по четыре-пять программ в день, заканчиваем в два часа ночи. Все это время я сижу в кресле без спинки, это очень трудно, ведь никогда нельзя обмякнуть, будет некрасиво смотреться на экране. К счастью, я сижу в корсете. И надо все время улыбаться, быть благодушным, потому что женщины разные приходят по темпераменту, некоторые даже плохо пахнут. А некоторые наоборот — милые, раскрепощенные. По-разному бывает.

Мода за железным занавесом
— Летом, представляя выставку «Мода 80-х» в «Эрарте», вы обмолвились о том, что готовите выставку, посвященную звездам советского кино. Как продвигается работа?
— 21 февраля в Москве, в Царицыне, я открою выставку «Мода за железным занавесом. Из гардероба советских звезд». Там будут платья Плисецкой, Улановой, Фатеевой, Лучко, Алисы Коонен, Лили Брик, Людмилы Гурченко…

— Как вы собирали эти платья?
— Очень трудно! Некоторых актрис я знал лично, они мне много чего подарили из своих гардеробов. Кое-что получил от наследников. Похвастаюсь. Совсем недавно получил пару туфель Орловой — единственная вещь, сохранившаяся после этой великой актрисы, великой модницы, иконы стиля. Потому что сразу же после ее смерти родственники, ненавидевшие ее, выкинули все на помойку. И люди, которые живут в этом доме, потом вспоминали, как бомжи растаскивали ее платья. Туфли Любови Орловой я вылавливал 25 лет! Это поздние туфли, 67-го года. Я знал, где они находятся: в Государстве Израиль, у актрисы, которая была сначала примой Еврейского театра Соломона Михоэлса, затем в Театре Юрия Завадского стала главной героиней, играла Нину в «Маскараде», была красивая очень женщина. Она была из одной гримерки с Орловой. Перед отъездом в Израиль Любовь Петровна подарила ей эту пару обуви для концертов. Я 25 лет ей звонил с просьбой отдать мне туфли, 25 лет писал письма и посылал книги. Она говорила, что не готова пока с ними расстаться. Но вот овдовела, почувствовала приближение конца жизни, ей ведь уже 90, и стала готова. Я купил билет в Израиль, поехал туда, пришел к ней с подарками. Туфли теперь у меня, публика увидит их в феврале.

Алла Демидова подарила мне хранившуюся у нее на антресолях накидку из перьев Алисы Коонен, которую ей передал Рустам Хамдамов.

И вот еще похвастаюсь. Совсем недавно, в конце ноября, я приобрел на аукционе платье герцогини Виндзорской, знаменитой Уоллис Симпсон, ради брака с которой английский король отдал трон. Платье это было у аль Файеда. Оно нашлось опять же на антресолях во дворце, который Доди, его сын, купил для принцессы Дианы. После их гибели весь гардероб подарили музею. А на антресолях посмотреть забыли. Потом папа аль Файед залез туда — и продал все хранившиеся там лифчики герцогини, ночнушки, трусики. Дороже всего ушли трусики и лифчики — их купил какой-то японский коллекционер. А платье, чудом уцелевшее, ушло не так дорого. Особенно если сравнивать с продававшимися там же платьями Лиз Тэйлор, одно из которых ушло за 49 тысяч фунтов стерлингов! А платье Одри Хепберн из фильма «Римские каникулы» продали за 56 тысяч фунтов.

Но это все равно не достигает тех цен, которых достигло платье Мэрилин Монро из фильма «Зуд седьмого года», проданное не так давно за пять миллионов долларов.

— 8 декабря — премьера в ДК «Выборгский» и ваш день рождения. Сколько же вам исполнится?
— 29 мне исполнится! А отмечать я буду в Константинополе, на Босфоре, я очень люблю это место. Хочу сбежать. От друзей сбежать. Потому что все просят, чтобы я пышно отмечал, но ведь дата-то не круглая!

 

Пьеса «Товарищ» мало известна в нашей стране, во многом из-за того, что была запрещена в Советском Союзе.
События пьесы происходят в Париже в двадцатые годы. Главными героями выступают русские аристократы с их загадочным мировоззрением и непонятными идеалами. Эмигрировавшие из революционной России князь Михаил Александрович Урятьев и его жена великая княжна Татьяна Петровна являются владельцами многомиллиардного состояния бывшего царя, но при этом крадут артишоки из лавки и прислуживают парижским буржуа. Но родина их не забывает и периодически напоминает о себе появлениями очень страшных людей из прошлого…
Режиссер — Андрей Гаврюшкин. В ролях: Андрей Ургант, Андрей Астраханцев, Александра Камчатова, Нелли Попова, Юлия Нижельская и многие другие.

 

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх