Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Александринский театр: В сторону эксперимента

По многолетней традиции труппа петербургского Александринского театра 30 августа утром отправится на могилу императрицы Александры Федоровны в царскую усыпальницу собора Святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. Затем начнется финальный этап репетиций премьерного спектакля художественного руководителя театра Валерия Фокина «Воспоминания будущего», которым 19 сентября откроется не только сезон, но и фестиваль «Александринский», чья афиша в этом году изрядно впечатляет.

Валерий Фокин открывает и сезон, и фестиваль.

Театр, расположенный в самом классическом театральном здании, все больше склоняется в сторону сценических экспериментов с применением современных технологий. В данном случае речь вовсе не о спецэффектах. А о воссоздании последнего громкого театрального события Российской империи, «Маскарада» Всеволода Мейерхольда 1917 года. Валерий Фокин взялся реанимировать эстетику романтического стиля, того, в котором в роли Арбенина блистал на этой же Александринской сцене Юрий Юрьев. В роли Арбенина нынешнего, а точнее, в роли Юрьева в роли Арбенина на сцену выйдет ведущий артист труппы Льва Додина народный артист России Петр Семак. Впрочем, сказанное вовсе не значит, что нас приглашают в театр-музей, — идея Валерия Фокина состоит в том, чтобы, оттолкнувшись от пророческого спектакля вековой давности, от его формы и стиля, выстроить связи с современностью. И возможно, исследовав механизм пророчества, тоже стать пророками, предостеречь от бед. Роль безвинной страдалицы Нины станет первой большой ролью молодой актрисы Елены Вожакиной. На сцене также появятся корифеи Александринки — Николай Мартон и Галина Карелина. Без интриганки баронессы Штраль, видимо, решили обойтись — очевидно, Арбенину придется сражаться с самой судьбой.

«Мука жизни».

Спектакль «Воспоминания будущего» покажут также 20 и 21 сентября. А в рамках фестиваля «Александринский» будет показана премьера художественного руководителя Новой сцены Александринки Марата Гацалова по роману Владимира Сорокина «Теллурия» — одновременно и сага, и коллаж, и миф, и история, и фантастика, и высоколобая литература (подробнее читайте о спектакле ближе к премьере, намеченной на 26 сентября); продолжится давняя дружба с Национальным польским театром — Театром Народовым, его художественный руководитель Ян Энглерт представит на фестивале спектакль по пьесе Ханоха Левина «Мука жизни» — в русском переводе ударение можно поставить и на первый, и на последний слог, и оба смысла будут уместны. В этой почти смешной семейной комедии пожилая пара перемалывает/перелопачивает свою прошедшую жизнь с помощью старинного приятеля.

«Swamp club/Болотный клуб».

Из Франции приедет ослепительно красивый спектакль известного режиссер-визуалиста Филиппа Кена «Swamp club/Болотный клуб». Один из самых интересных режиссеров Восточной Европы, художественный руководитель Венгерского национального театра Атилла Виднянский представит на фестивале две свои работы — «Йоханна на костре» по пьесе французского символиста Поля Клоделя и «Человек крылатый», которую театр представляет как «попытку современной мистерии» по архивным документам с участием исторических персонажей: Гагарина, Титова, Нелюбова, Циолковского, Королева, Хрущева, Cталина.

«Йоханна на костре».

«Человек крылатый».

Также в рамках фестиваля будет показан спектакль легендарного шекспировского театра «Глобус» «Сон в летнюю ночь»: в нем использованы исторические костюмы эпохи Возрождения. Наконец, в рамках фестиваля также будет показан спектакль упоминавшегося уже Марата Гацалова, но поставленный им год назад в Московском художественном театре, — «Сказка о том, что мы можем, а чего нет». Мистический триллер о буднях одного из отделов отечественной полиции — история, в которой придуман такой великолепный фокус с декорациями, что зритель от входа в зал и до самого конца спектакля теряет ориентацию в пространстве. Игра актеров да и сюжет завораживают не менее, особенно колоритно и аутентично смотрится Алексей Кравченко в роли «гражданина начальника».

«Сон в летнюю ночь».

Ну а после фестиваля начнутся театральные будни, которые в этом сезоне тоже связаны с экспериментом. Театр намерен сотрудничать с Андрием Жолдаком, Николаем Рощиным и представителем документального театра лауреатом петербург­ской молодежной театральной премии «Прорыв» Михаилом Патласовым.

↑ Наверх