Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

«Александрия» была раем на земле

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф», рассказала о двух новых книгах для детей и родителей. Они называются «Детство в Петергофе» и «Парковая азбука Петергофа»

Современники, оказывается, считали, что название петергофскому парку «Александрия» дано сразу по трем причинам: в честь первого владельца этих земель Александра Меншикова; императора Александра I, который подарил место брату, и в честь хозяйки, конечно, — императрицы Александры Федоровны.

Приедете в Петергоф — обязательно посетите «Александрию»!

«Александрия» — как отдельная маленькая страна, крошечное средневековое, готическое королевство в пределах совершенно иного, роскошно-барочного Петергофа. Сейчас руководство заповедника уделяет особое внимание «Александрии»: там продолжается масштабная реконструкция зданий, там проходит стимпанк-фестиваль и ренессансно-рыцарская «Александрийская карусель».

Император Николай I и создавал «Александрию» с тем, чтоб можно было войти туда, как в оживший рыцарский роман. Здесь, во дворце «Коттедж», поселилась вся императорская семья: кроме супругов три их дочери и четыре сына, среди которых — старший, будущий император Александр II. Вот о том, каким было воспитание в семье императора, и говорится в книге «Детство в Петергофе». Она выпущена в издательстве ДЕТГИЗ.

— Мне хотелось обратить внимание на «Александрию», не такую популярную, как Нижний парк, — говорит Елена Яковлевна. — И это заставило меня задуматься: а как росли дети в императорской семье? Как их воспитывали здесь, в «Александрии»? Эти размышления привели меня к мемуарам великой княжны Ольги Николаевны, дочери императора. В книге есть основное повествование, есть исторический комментарий, есть биографическая справка… Но, может быть, самый интересный уровень — это рассматривание картинок. Она вся иллюстрирована предметами из нашей петергофской музейной коллекции — и сколько сил потратили сотрудники, придумывая, какой именно фотографией сопроводить текст! Мой любимый исторический герой — это отец Николая, Павел Петрович, и у меня была уже статья «Мир семьи Павла I». И может быть, весь ход истории XIX века предопределил как раз неуспех воспитания в семье Павла. Николай не просто так называл мать, императрицу Марию Федоровну, — Чугун. Это ли не оценка? Она была человеком противоречивым, иногда жестким. И все дети Павла были люди недолюбленные, недоласканные. И Александр, и Николай, и Михаил — жестокий, сложный человек. Среди них не было людей долгого детства. Так называются те, кого в детстве кто-то очень любил, вкладывал в них душу. Необязательно мама — может быть, няня, бабушка. И вот сам Николай Павлович, заимев свою семью, решил подарить своим семерым детям рай на земле. Не случайно мемуары Ольги Николаевны называются «Сон юности». Она, прошедшая огромный жизненный путь, ставшая королевой Вюртембергской, помнила свое долгое детство, Петергоф и «Александрию».

«Парковую азбуку» создали сотрудники музея Елена Шемягина и Даниил Ведерников (он нарисовал иллюстрации). Она продолжает уже вышедшую в 2011 году «Фонтанную азбуку». Главная героиня — фея Фонтана — показывает детям все уголки резиденции, рассказывает об их растительном мире, об архитектуре и не забывает еще отвечать на возникающие попутно вопросы по истории места.  

— Меня вдохновляла культура барокко. Но ее уже непревзойденно осветили мирискусники. Мне тоже захотелось найти интересные ракурсы на сам Петергоф и персонажей, которые встречались в парках, — и к тому же отдать поклон художникам Серебряного века, — говорит Даниил Ведерников.

— Я очень много видела европейских музейных книг. Они крайне различны. И английские мне больше всего понравились. Английская культура — смеховая, веселая. Итальянцы и французы никогда не позволили бы себе шутить в детской исторической книге, — прокомментировала «Азбуку» Елена Кальницкая. — А у нас получается, вслед за англичанами. Елена — сама молодая мама, и она знает, как заинтересовать ребенка прогулкой по парку. А Даниил организует «Александрийскую карусель», имеет глубокое знание эпохи и одновременно театральное образование. Это редкость. Если хватит пороху — продолжим серию, потому что идеи есть.

↑ Наверх