Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Алексей ГЕРМАН-младший: О творческом кризисе говорить не приходится

В ВЫБОРГЕ ЗАВЕРШИЛСЯ XVII ФЕСТИВАЛЬ «ОКНО В ЕВРОПУ». ШИРОКИЙ ПРОКАТ ФИЛЬМАМ-ПОБЕДИТЕЛЯМ НЕ ГРОЗИТ

В Выборгском замке объявлены имена лауреатов XVII фестиваля российского кино «Окно в Европу». Главный приз — «Золотую ладью» — в категории «игровое кино» получил фильм режиссера Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину». Алиса Фрейндлих, сыгравшая в этой картине, отмечена специальным призом «Серебряная ладья».


СНЯТЬ ФИЛЬМ ЗА «ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ»

В одном из интервью Иосиф Бродский сказал, что если когда-либо надумает вернуться в Ленинград, «такое путешествие может состояться только анонимно». Авторы картины, избрав жанр иронической сказки, предположили, что путешествие Бродского все-таки состоялось, и погрузили зрителя в атмосферу города на Неве 50 — 60-х годов. 70-летний режиссер Андрей Хржановский много лет проработал на студии «Союзмультфильм», снимал также документальное кино, а теперь вот решил объединить все жанры. Наряду с игровыми фрагментами в фильме присутствуют мультипликация, документальные материалы. В роли Бродского снялся внешне очень похожий на поэта петербургский театральный режиссер Григорий Дитятковский, родителей Нобелевского лауреата сыграли легенды — Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих.

То ли магия великих имен, то ли свежесть взгляда режиссера оказались настолько велики, но жюри под руководством Алексея Германа-младшего даже закрыло глаза на то, что фильм «Полторы комнаты» уже вышел в прокат (конечно, ограниченный — в Питере картину можно увидеть в Доме кино) несколько месяцев назад. 

«СЕРЕБРЯНОЙ ЛАДЬЕЙ» награждена режиссер Нану Джорджадзе за трагикомедию «Метеоидиот». Точно такую же награду получил актер Михаил Ефремов за трагикомическую роль… стареющей балерины в картине Григория Константинопольского «Кошечка». Десять лет назад Константинопольский снял нашумевший фильм «8 ½ долларов», а затем попал в полосу хронических неудач. И вот в возрасте 45 лет вернулся с картиной, снятой всего «за 80 с половиной тысяч долларов» (цена комнаты в Москве!), по своему же сценарию всего за пять (!) съемочных дней. В фильме только на крупных планах сыграли Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин.

«Кошечка» наглядно показала: бюджет в кино решает не все, и этот тезис очень актуален в условиях финансового кризиса.

В ВЫБОРГЕ ПРОЛЕТЕЛ, ОТПРАВЛЯЙСЯ В ВЕНЕЦИЮ!

Один из самых востребованных российских кино- и театральных актеров, герой светских и криминальных хроник, вечно попадающий в какие-то истории в нетрезвом виде, Михаил Ефремов в Выборге пребывал в образе примерного семьянина.

Приехал с двумя взрослыми сыновьями, водил их на премьеры, на экскурсии, был замкнут и трезв и лишь на банкете по случаю еще одной своей премьеры — «Какраки» — «зажигал», пел вместе с шансонным бэндом.

МЕЛОДРАМА с трагическим финалом «Какраки», снятая режиссером-дебютантом Ильей Демичевым (он же и автор сценария), в Выборге лавров не снискала. Более того, была обвинена в конъюнктурности (в картине речь идет о чиновнике-взяточнике с душой поэта, а стало быть, и о борьбе с коррупцией), однако это едва ли не первая главная роль Михаила Ефремова, актера мощного, разнопланового. Кроме того, фильм — через «Окно в Европу» — вскоре будет представлять российское кино на Венецианском кинофестивале.

В категории неигрового кино лучшим стал фильм «Вдвоем» режиссера Павла Костомарова, среди анимационных картин отмечена «Солдатская песня» Елены Черновой. В самой демократичной номинации «Выборгский счет», где все решают голоса зрителей, победила ленфильмовская лента молодого режиссера Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса».

ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОГО КИНО

«Окно в Европу» распахивается в Выборге уже в 17-й раз, и такая стабильность вызывает уважение. По словам генерального продюсера фестиваля Георгия Нерсисяна, бюджет проекта в этот раз равен 11 миллионам рублей (весьма компактный для фестиваля такого уровня), из которых примерно половину выделило Министерство культуры России, а остальное — правительство Ленинградской области и власти Выборга.

Роль спонсоров не столь велика, а значит, можно рассчитывать, что фестивалю с государственным финансированием не грозит крах. Что касается творческого наполнения, то фестиваль вполне можно назвать не «Окном в Европу», а «Зеркалом российского кино» — со всеми его бедами и победами.

К сожалению, мизерный процент из огромного букета конкурсных и внеконкурсных картин имеет шансы попасть в широкий прокат, нынче жестко сориентированный на показ голливудской продукции, либо на непомерно разрекламированные отечественные киноподелки в жанре «ржачных комедий» («Любовь-Морковь» и прочее) или исторических саг («Адмиралъ»). Российские телеканалы нынче отдаются дешевым телесериалам — по показу сериалов в прайм-тайме мы опережаем все страны мира! Как показали дискуссии и круглые столы, проведенные в Выборге, где сошлись не только режиссеры, но и продюсеры, прокатчики, прогноз развития российского кино на будущее не слишком хорош. Но и в панику, по мнению Алексея Германа-младшего, впадать не стоит: «О творческом кризисе в российском кино говорить не приходится, и это главное».

↑ Наверх