Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 апреля 2024

Алексей Каспржак: В «Артеке» нет мелочей

Генеральный директор Международного детского центра поделился с «Вечёркой» своими планами и заботами

После того как Крым вернулся в Россию, знаменитый (без преувеличения) на весь мир международный детский центр (МДЦ) «Артек» вновь стал притягательным местом для всех — и для тех, кто хочет там отдохнуть (а это не только российские школьники, но и их зарубежные сверстники), и для тех, кто хотел бы там поработать (студенты, педагоги, специалисты разного профиля), даже для олимпийских чемпионов и силовиков, депутатов, членов российского правительства и первых лиц страны, которые в эти дни соберутся на берегах Тавриды, чтобы пообщаться с крымчанами и руководством нового региона. А потому у молодого и энергичного директора «Артека» — Алексея Каспржака (на фото)  — много забот: текущие дела, открытие новой смены, встреча руководителей страны… «Вечёрка», как и обещала, взяла у Алексея Анатольевича эксклюзивное интервью и об «Артеке», и о Крыме, и немного о нем самом…

— Алексей Анатольевич, «Артек», как и в советские годы, снова на слуху — о нем заговорили, появились публикации в СМИ, в частности в «Вечернем Петербурге». Но многих родителей по-прежнему интересует: легко ли к вам попасть?
— С одной стороны, к нам попасть очень легко, потому что, в отличие от советского и постсоветского времени, любой, кто купил путевку, сейчас может приехать в «Артек». С другой стороны, к нам трудно до­ехать — цены на авиабилеты кусаются, а связь через Керчь, где приходится по многу часов стоять в пробке, — отдельное испытание для всех людей. 

— На сайте «Артека» указаны цены за путевки: от 27 тыс. руб. (за смену в лагерях «Янтарный»,  «Хрустальный», «Озерный», «Речной») до 60 тысяч рублей (в «Морском»). Это же не каждой семье под силу! Разрабатывается ли система льгот для детей? Можно ли получить путевку в «Артек» бесплатно?
— Это стоимость путевок в самый дорогой сезон. Но мы начинаем снижать цены. Поймите, до этого большое количество путевок (до 90%) в рамках государственного задания выкупалось администрацией президента Украины, а 10% предполагалось на коммерческую реализацию. И «Артек» их сам реализовывал, в том числе в Россию. В советское же время стоимость путевок в «Артек» вообще была записана отдельной строкой в бюджете СССР и Госплан закладывал расходы на МДЦ. Сейчас ситуация не такая: мы — госпредприятие и у нас нет госзаказа. Поэтому мы пришли к тому, что нужно позиционировать себя на рынке. Конечно, нам очень помогает правительство России тем, что выделило средства регионам на оздоровление детей в лагерях Крыма, в том числе в «Артеке». И мы имеем ряд заказов от Московской, Омской областей, Кургана, Бурятии и других, кому мы очень благодарны.

Вместе весело шагать к Аю-дагу...

— А от Петербурга?
— К сожалению, от Петербурга с заказом на размещение детей в «Артеке» к нам никто не обратился, хотя информацию об этом я пытался донести разными способами. Сейчас тоже обращаюсь с письмами к руководителям субъектов Федерации о взаимодействии — уже не летом, а в осенне-зимний период. «Артек» — лагерь круглогодичный.

— А приглашаете ли петербургских студентов работать в «Артеке» вожатыми, волонтерами? 
— Мы приглашаем всех. Но надо понимать, что быстро переориентироваться на контакты с российскими вузами очень сложно. Мы имеем точечные контакты с педагогическими вузами Москвы, хотели бы наладить контакты  и с питерскими вузами, в том числе с Педагогическим университетом имени Герцена, знакомым мне и близким. Но проблема в том, что работа в таком лагере, как «Артек», требует специальной подготовки: помимо того, что нужно очень многое знать и уметь, необходимо быть погруженным в традиции, правила, процедуры. Так что работа вожатым в «Артеке» очень непростая.

— Знаю, что первое соглашение в сфере образования «Артек» подписал с петербургским Политехом. СПбПУ не только открывает там первый детский технопарк, но и взял на себя создание системы энергоснабжения «Артека»… 
— Питерский Политех работает более активно, чем другие вузы России. Сейчас приедет целый десант СПбПУ, который подумает над тем, как сделать так, чтобы технопарк влился в жизнь «Артека» — как космос, спорт… Наша задача: к следующему лету выйти на промышленный масштаб и продолжить программы не только с питерским Политехом, но и с Роскосмосом, с Ассоциацией мультипликаторов — с ее президентом петербуржцем Ильей Поповым (он руководит и студией «Петербург». — Л. К.) мы недавно обсуждали проведение детского анимационного фестиваля в «Артеке». Ведь дети должны участвовать в процессе, знать, как мультики снимать. 

— Есть ли у вас сейчас дети из Донбасса? 
— Есть. У нас есть дети отовсюду — с юго-востока Украины, из западной и центральной ее частей. И кстати, нам удается сделать так, чтобы тема военных действий во время общения вожатых с детьми не возникала. «Артек» — это то место, где, как во время Олимпийских игр в древности, постоянно присутствует перемирие. Да, с детьми работают психологи — в каждом лагере есть специалист, но тут среда лечит. Хотя признаюсь, мы думаем, что помимо психологов нужно ввести в лагере и должность омбудсмена, который бы защищал права детей в их сложных внутренних конфликтах, помогал им в споре со взрослыми, вожатыми, администрацией.

— Сколько уже ребят отдохнуло в «Артеке»? Приближаетесь к советским показателям?
— Планируется за это лето принять от 6 до 8 тысяч детей. Это очень мало. Так что советских показателей, когда в лагере отдыхали около 35 тысяч школьников, нам пока не достигнуть по ряду причин, но мы к этим показателям обязательно вернемся. Поймите, до мая «Артек» стоял пустой, в нем вообще не было детей. Он же работал по другой экономической модели, и ему необходимо было одномоментно перестроиться. Более того, «Артек» работал в другой стране…

Спой песню, как бывало, отрядный запевала...

— А сколько детей отдыхало в «Артеке», когда он был украинским?
— По официальной статистике, в прошлом году в МДЦ отдохнули 17 тысяч детей. Но если мы выполним план и у нас за полгода отдохнут около 8 тысяч ребят, то мы приблизимся к украинскому показателю, что будет феноменально с точки зрения нашего старта. 

— Распорядок дня в «Артеке» довольно жесткий: подъем — в 7.30, отбой — в 22.30, два раза — пляж… Не рановато ли встают артековцы, они ведь на отдыхе?
— «Артек» — это не отдых. И вообще детям отдыхать не от чего, им нужно усиленно трудиться. «Артек» — это жизнь и очень интересный опыт. Мне бы, например, очень хотелось, чтоб мои дети, которые пока маловаты, имели такой опыт, потому что он правильный. Вот, например, сейчас мы ждем олимпийский десант под руководством председателя Олимпийского комитета Александра Жукова — в «Артек» приедут олимпийские чемпионы, которые будут давать мастер-классы, играть в мини-футбол с детьми. А с 16 по 18 августа в Крыму пройдет фестиваль «Новая волна», который соберет лучшие детские голоса мира, и «Артек» в этом тоже будет участвовать. Кроме того, будет организована специальная смена Роскосмоса: к нам приедут космонавты, лауреаты школьных олимпиад — те ребята, которые создают модели спутников, космических кораблей и т. д. Плюс у каждого лагеря и у каждого отряда свои программы: ребята должны сходить в походы, съездить на обзорные экскурсии по Южному Берегу Крыма, покататься на кораблях… У нас есть морская флотилия, и морские отряды должны будут за это время научиться грести на шлюпках, вязать морские узлы, изучить русскую флажную семафорную азбуку. А ребята-журналисты должны будут издать свою газету, сделать свои телеинтервью. Я уже не говорю о том, что они еще купаются в море, у них пятиразовое питание, спортивные мероприятия, чемпионаты по всем видам спорта — тому же артболу, который «завез» сюда еще Гагарин… Чувствуете, какая у ребят интересная жизнь? Назвать ее отдыхом было бы неправильно. Поспать они успеют на пенсии.

— Алексей Анатольевич, а в каком мероприятии вы бы хотели поучаствовать не по долгу службы, а по зову души? Возможно, со своими детьми, ведь их у вас четверо…
— Я по зову души приехал в «Артек». Во многом поучаствовал, уже и не знаю, в чем не участвовал. Мне понравился поход на Аюдаг, но с детьми туда тяжеловато ходить — очень ранний подъем, да и физически тяжело. Тут все не просто — например, на лодках грести с морской дружиной: я даже руки натер до мозолей. А вообще я и в футбол играл, и рассвет встречал, везде ездил — надо же понять, что цепляет детей.

Гендиректор Алексей Каспржак вместе с детьми любит встречать рассвет, грести на лодках, участвовать в соревнованиях.

— А какие воспитательные меры применяет директор «Артека» к своим детям? 
— Папа может воспитывать детей своим примером. У меня есть замечательная супруга, которая несет бремя воспитания моих детей, за что я ей очень благодарен. Сегодня у моего старшего сына день рождения, надеюсь, уйду пораньше. Ведь с работы меня пока не увольняют, а из семьи — могут. 

— Раньше молодым людям непросто было пробиться в руководящий состав. А сейчас мы на вашем примере видим, что молодые руководители востребованы. Вам 24 августа исполнится 35 лет — это много или мало для гендиректора МДЦ?
— Не знаю, по мне, так много (улыбается). На самом деле, когда меня посвящали в артековцы, мне казалось, что мне 56 лет. Почему? Могу дать маленькую подсказку вашим читателям: в одной из песен об этом говорится. Здесь и всем вожатым — 48. Но это тайна. Это может понять тот, кто побывал в «Артеке», так что приезжайте, узнаете. Вообще я очень давно начальник, работал в разных должностях начиная с 25 лет… Очень много и долго работал в Тверской области, там возглавлял министерство образования, министерство финансов, был замгубернатора.

— Ну да, еще вы были проректором Московской высшей школы экономики, защитили кандидатскую диссертацию, но все бросили ради «Артека». Почему?
— Это вызов, мимо которого нельзя пройти. Вообще я руководствуюсь принципом: лучше сожалеть о содеянном, нежели о несбывшемся. Надо брать на себя ответственность и пытаться сделать так, чтобы не было потом стыдно.

— А мечтали ли в детстве отдыхать в «Артеке»? Или, как все мы, в лагерь не очень рвались?
— Я не отдыхал в «Артеке», хотя и был отличником... Не проходил по анкете — шутка! Но если серьезно, то тогда страна делилась на две части: на тех, кто хотел отдыхать в «Артеке», и на тех, кто там отдыхал. И я хотел, но не отдыхал, зато сейчас с лихвой компенсировал упущенное в детстве. 

— Алексей Анатольевич, зайдя на сайт лагерного форума, я обнаружила, что вам приходится заниматься самыми разными вопросами, которые волнуют и родителей, и персонал, и тех, кто хочет устроиться на работу. Вы ни одно обращение не оставляете без ответа! Не боитесь утонуть в мелочах? 
— Это общение дает мне обратную связь. И мне важно понимать, чем живут в «Артеке», как к нам относится потребитель нашей услуги. Форумы — очень нужный инструмент при выборе стратегии действия. И потом: в «Артеке» нет мелочей. Это территория в 216 га, чуть больше княжества Монако, к тому же мы находимся на широте Ниццы (у нас с ней даже ценовые параметры по земле примерно одинаковые), и все это принадлежит детям, которых нельзя обмануть. Поэтому здесь мелочей нет. И мы должны очень хорошо делать свою работу, чтобы нам доверяли. 

— А как часто вам приходится общаться с руководством страны?
— Примерно один раз в две недели бываю в Москве и могу сказать, что решение задач, связанных с «Артеком», имеет очень высокий уровень. Нашим куратором является Ольга Голодец (вице-премьер правительства РФ. — Ред.). Министр образования Дмитрий Ливанов и врио председателя правительства Крыма Сергей Аксенов много внимания уделяют реализации проекта. Уверен, что «Артек» очень важен и первым лицам страны.

После завтрака ребят ждет работа в отряде, пляж, спортивные соревнования...

— Сколько средств необходимо вложить в МДЦ, чтобы сделать «лицо Крыма» еще более привлекательным? Сейчас говорят о 21 млрд. рублей, но ведь этого явно недостаточно…
— «Артек» — детское лицо России, «Артек» — бренд уровня Большого театра, космоса, Эрмитажа, балета. И он может помочь Крыму в его развитии, позиционировании. Это действительно уникальное место, ведь никто и нигде территорию, повторю, сравнимую с территорией Монако, которая может стать доходной частью любой страны мира, не отдавал под детский отдых, создавая при этом специальные условия развития молодого поколения. По большому счету «Артек» — национальное достояние России. И нам предстоит доказать, что ценность его не только в территории и климате, но и в великой образовательной традиции, которую надо обновить. Тогда уже можно претендовать на дополнительное финансирование и т. д.

— В будущем году лагерю исполнится 90 лет. Как будете отмечать, кого приглашать? 
— Юбилейная программа еще только разрабатывается. Мы надеемся, что 90-летие «Артека» станет большим мероприятием, которое объединит огромную армию артековцев по всему миру, а это, между прочим, полтора миллиона человек из 140 стран мира. Эти люди — носители традиций «Артека», они сумели себя проявить и благодаря тому опыту, который они получили здесь. Конечно, мы будем рады видеть у себя всех гостей, и, думаю, это будет большой, незабываемый праздник для всей страны.

— Алексей Анатольевич, работая в «Артеке», в одном из самых чудесных уголков Крыма, можете сказать, что здесь же предпочитаете и отдыхать?
— Пока еще об этом не думал. Но если честно, после такого жаркого лета хочется куда-нибудь на север. А то мне уже «Артек» ночью снится.

— А как бы вы продолжили фразу: «Будущее «Артека» — это…»?
— Это широкая, непростая, но очень уверенная дорога вперед.

Фото предоставлены пресс-службой «Артека»
↑ Наверх