Газета выходит с октября 1917 года Sunday 26 января 2025

Алексей Мишин: Лучший подарок мне — новая школа в Питере

Великий тренер рассказал о положении вещей в петербургском фигурном катании и о своем будущем, но не о будущем Плющенко

Международный женский день 8 Марта — это персональный праздник выдающегося питерского тренера по фигурному катанию Алексея Мишина: он отметит свое 73-летие. Кроме того, 10 марта в «Юбилейном» состоится шоу, посвященное любимому в городе зимнему спорту и приуроченное, в том числе к победам россиян на Олимпийских играх в Сочи, — «Звезды в гостях у Алексея Мишина». Накануне наш великий тренер, воспитавший олимпийских чемпионов в мужском одиночном катании Алексея Урманова, Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, заглянул в Балтийское информационное агентство («БалтИнфо») — но, правда, уклонился от беседы по поводу Плющенко. Тем не менее, корреспондент «ВП» тоже задал Профессору несколько вопросов. 


Фигурному катанию в городе требуется больше внимания 

— Для наших фигуристов Игры в Сочи сложились успешно: Евгений Плющенко и Ксения Столбова — Федор Климов стали чемпионами в команде, кроме того, Столбова и Климов завоевали серебро среди спортивных пар. Взяты две медали. Можно утверждать, что питерская школа в этом виде спорта — на подъеме? 
— Говорить о том, что питерская школа фигурного катания находится на подъеме, было бы неправильно. В соревнованиях с Москвой мы выглядим, как кошка против тигра. В столице намного больше каток и несоизмеримо выше административный ресурс. Вдумайтесь: на пятимиллионный город — одна-единственная школа фигурного катания. Это неправильно. У нас же нет соревнований внутри Северной столицы, ибо состязаются не города, а спортивные школы. Это раньше в Петербурге действовали несколько мощных спортивных обществ. А ныне от Москвы на первенства России собираются по 10 человек в каждом из видов, а от нас — всего три в лучшем случае.

— Но почему питерские фигуристы, в частности, Ксения Столбова — Федор Климов, ради победы в командном турнире вынуждены уезжать в Москву?
— Когда-то ленинградское фигурное катание было бодрым и веселым, были спортивные общества. А сейчас нет никаких соревнований. У нас же в «Юбилейном» раздевалка и та в коридоре! Наши ученики разминаются прямо на полу. Когда приезжаем в Москву, видим: в Новогорске катается филиппинец под руководством Виктора Кудрявцева и Артур Дмитриев-младший, которого тренирует его мама. Конечно, когда поступают заманчивые предложения из Москвы, они найдут свой отклик у питерских фигуристов. 

— Не считаете ли вы, что в этом положении вещей есть толика вины Олега Нилова, президента городской федерации фигурного катания на коньках, который выступил инициатором создания единой Академии фигурного катания?
— Я был с Олегом Анатольевичем на катке в Таврическом саду. Лбом бились — каток ведомственный, цены безумные. Хорошо, Нилов хотя бы пролоббировал в Законодательном собрании депутатские поправки на выделение финансирования. Мы, питерские тренеры и фигуристы, от этого все и «кормились». Без этих поправок у нашей федерации не было даже номера факса и комнатки под офис. А теперь есть хотя бы средства на оплату судейства и организацию соревнований.

— В прошлом году было объявлено о создании в Питере школы фигурного катания Тамары Москвиной и Алексея Мишина. Насколько этот шаг улучшит положение дел в Северной столице?
— Мы на приеме у вице-губернатора Василия Кичеджи сидели, думали: ну сколько еще ждать, чтобы открыть вторую школу — надо что-то делать, как-то развивать фигурное катание! Питеру требуются больше катков, больше спортсменов, больше денег на соревнования! У нас, помню, вместе с Евгением Плющенко на одном льду катались еще пять-семь детей. Их же не выгонишь со льда пусть даже ради Плющенко. Но это же неверно.

— Однако сам Евгений Плющенко добился грандиозного успеха: стал двукратным олимпийским чемпионом, выиграв золото в составе команды. Как, кстати, вы оцените формулу командного турнира? 
— Я отношусь к системе позитивно — эта формула не так плоха. В ней есть интрига. Открою небольшой секрет: когда мы только обсуждали, на какой результат российские фигуристы смогут рассчитывать в Сочи в командном зачете, то называли замечательной возможностью попадание в тройку. О серебре думали так: ну, можем — если поднатужимся. А золото было вообще сродни фантастике. Я говорил с канадскими японскими специалистами, они мне объяснили: Патрик Чан или Юдзуру Ханью выступили бы и в произвольной, если б их сборным в тот момент еще светило бы чемпионство. Они б тогда напряглись. Но взгляните на Канаду: Чан — звезда, в танцах Тесса Виртью и Скотт Мойр — звезды, спортивные пары у них хороши. Правда, одиночница сорвала свою произвольную, но три рабочих дисциплины имелись. И у Японии — два действующих чемпиона мира в разных видах. Поэтому еще неизвестно, как могло бы в Сочи дело повернуться. И я не стал бы скептически относиться к нынешней формуле командного турнира.

— Командный турнир по фигурному катанию действительно дает возможность звездам стать сразу двукратными олимпийскими чемпионами. И не секрет, что Федерация фигурного катания России активно лоббировала включение в программу Игр именно этих состязаний. Но в скоростном беге на коньках чемпионаты мира разыгрываются не только в многоборье, но и на отдельных дистанциях. Нужно ли теперь бороться за вручение медалей на Олимпиадах, например, медалей за короткие и произвольные программы?
— Путь этот здравый. Нам желательно высветить разные грани таланта. Один атлет силен в короткой программе. Другой — в произвольной. Это как спринтер или стайер. Нужно ставить специфические программы, расписав их разными красками. В биатлоне или в лыжных гонках вообще разыгрывают более десятка наград. Поэтому и фигуристам следует дать больше медалей и возможностей стать олимпийскими чемпионами.

— Но существует ли хотя бы теоретическая возможность увидеть Плющенко, которому 2 марта предстоит операция?
— Диадемой, эдакой короной на празднике станет участие Каролины Костнер. И еще Бриана Жубера, который пользуется бешеной любовью дам: он настоящий француз. О Плющенко я, скажем так, вопроса не расслышал. 

— Многие специалисты ныне полагают: если бы на Игры в Сочи направили бы москвича Максима Ковтуна, то он бы точно не попал бы в пятерку лучших...
— Лучшие ответы на вопросы дает сама жизнь. И мы узнаем это совсем скоро: впереди чемпионат мира, который состоится в Японии в марте. Ковтун — способный мальчик. Конечно, на чемпионате мира многое зависит от фортуны, но если Максим финиширует в десятке — это хорошо: тогда у России на следующий год будет два места в мужском одиночном турнире. А если серебро возьмет — и вовсе замечательно: тогда мы получим сразу три представительства. Но вот на пьедестал Ковтуну прыгнуть будет очень сложно. Трудно угадать, что у него и как получится. Он в Москве на этапе Гран-при в короткой программе произвел сильное впечатление, но на следующий день там провалился в произвольной. Подождем, пока юноша стабилизируется.

Евгений Плющенко открыл окно в неведомое 

— А с кем же из учеников вы собираетесь работать в ближайшие четыре года? 
— Я расскажу одну историю, которая произошла на встрече с Михаилом Куснировичем по завершению Олимпиады 2006 года в Турине. Там развернулась недружественная дискуссия: мол, у Евгения Плющенко после золота на Играх камень свалился с души: можно уходить. Но ведь олимпийская победа — не освобождение от мыслей о спорте. Наоборот, порождает новые вызовы, тревоги и сомнения. Ты снова стоишь на распутье. Бросить кататься легче всего. А потом испытывать ревность к тому, кто остался, причем порой в такой форме, допускать которой не хотелось бы. 

— ...и если Плющенко решится выступить на пятой для него Олимпиаде, вы готовы его тренировать? 
— Это выходит за рамки спортивного мировоззрения. Ведь говорят: у Плющенко все есть, зачем ему еще себя мучить? Ел бы пельмени, да и спал спокойно. Но зачем, к примеру, маленькому ребенку вставать с четверенек на ноги? А зачем Бобу Бимону было прыгать в длину на 8 метров 90 сантиметров, а тяжелоатлету Юрию Власову тягать штангу весом 500 кг? А Луи Пастеру прививать себе болезни, а потом изучать, как они протекают? Это же вызов! Это же преодоление! И это заставляет человека открывать окно в неведомое. Можно ли выступить на четвертой по счету Олимпиаде. Оказалось, можно. А все говорили: нельзя. Это и заставляет людей прогрессировать.

— Алексей Николаевич, у вас 8 Марта — день рождения. Ждете каких-нибудь особенных подарков, необычных? И какой из них сочли бы лучшим?
— Лучший подарок будет, если в Петербурге откроется новая школа фигурного катания. В которую станет возможным пригласить специалистов. Помню, однажды Алексей Урманов со своим учеником Сергеем Вороновым обыграл на турнире моих воспитанников. Но это же было наименее болезненное поражение — ибо я и так раскрыл им все секреты мастерства. Хочу научить людей, чтобы они потом меня обыгрывали. 

↑ Наверх