Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Алексей Учитель: Мою «Прогулку» перенесут из Питера в Геную

Сегодня известному режиссеру исполнилось 60 лет

Накануне обозреватель «ВП» встретился с кинорежиссером, чтобы поговорить с ним о кино художественном и документальном, о судьбе «Ленфильма», о предстоящем фестивале «Послание к Человеку», о талантливой молодежи и просто о жизни.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

Меня должна зацепить тема
— Алексей Ефимович, как вы выбираете очередной проект?
— У каждого проекта своя история. Конечно, меня должна зацепить тема, но сам я сценарии не пишу. Предоставляю это делать профессионалам. Чаще всего ко мне приходят с определенной идеей, и если она мне нравится, я даю добро на сценарий и затем работаю в тесном контакте с драматургом, не навязывая при этом своего мнения. Вообще хорошая литературная основа для фильма или даже какая-то задумка сейчас большая редкость — настоящих специалистов в этой области можно по пальцам пересчитать. Всегда хотел поработать с Александром Гоноровским. Он пришел ко мне с двумя предложениями, которые меня привлекли: гонки на паровозах и немка, живущая в глуши и ничего не знающая о Второй мировой войне. В результате получился «Край». Или несколькими годами раньше: Дуня Смирнова придумала сюжет «Прогулки» — трое просто идут по Санкт-Петербургу. Все повествование — в реальном времени. Что с героями происходит? Какие между ними взаимоотношения? Это тоже весьма любопытно.

— Да, «Прогулка» стала точным попаданием и имела настолько большой успех, что на Западе решили снимать ремейк…
— Сюжетная линия действительно оказалась универсальной. Поначалу ею заинтересовались, конечно, в США, потом — в Ирландии. Была даже мысль запустить своеобразный киносериал, в котором можно было бы задействовать десять разных городов мира. Но каждый из этих проектов по разным причинам не состоялся. Теперь вот новой «Прогулкой» всерьез занялись итальянцы — на их знаменитой студии «Чинечитта». Действие перенесут в Геную. По замыслу, главную роль должна исполнить россиянка, остальных героев сыграют итальянцы. Наша студия «Рок» принимает участие в проекте в качестве сопродюсера, но снимаем не мы — режиссером будет итальянец.

Талантливой молодежи приходится пробиваться с боем
— В нашей стране многое упирается в средства. Они у вашей студии для дебютантов имеются?
— Конечно, лишних денег нет, но мы ежегодно участвуем в «битве» за гранты, которые государство все-таки выделяет. В прошлом году грантов предоставили больше, нежели в нынешнем, — не знаю почему. В результате количество дебютов уменьшится, и это не может не беспокоить.

— А талантливая молодежь есть?
— Разумеется. И немало. Только что я выпустил свой режиссерский курс во ВГИКе, сейчас набираю новых ребят. Все они — яркие индивидуальности, но их судьба в искусстве явно не будет простой: если им предложат ставить какие-то сериалы на телевидении, можно радоваться. Большинству же придется пробиваться с боем. Это закаляет, конечно, но всем хочется как можно скорее поработать в большом кино.

— Можем ли мы ожидать заметных дебютов в ближайшее время?
— Отмечу две работы молодых кинематографистов при поддержке студии «Рок». В прошлом году на фестивале «Кинотавр» был показан фильм Юрия Быкова «Жить». Не могу сказать, что все отзывы были однозначно позитивными, но тот факт, что лента вызвала бурные дискуссии, меня радует. Значит, картина не оставила людей равнодушными, и это хорошо: выходит, она не серая, не безликая. Большие надежды возлагаю на «Суходол», экранизацию рассказа Ивана Бунина петербурженки Александры Стреляной. Она, на мой взгляд, очень перспективна. У Александры необычное восприятие мира, что чувствуется уже на уровне сценария. А сама картина решена в изысканном визуальном стиле, близком к параджановскому.

— Вы активно опекаете молодежь. А свои первые шаги в кинематографе помните?
— Конечно, помню (улыбается). В 16 лет я поступал во ВГИК. Экзамен сдавал нашему знаменитому оператору Анатолию Дмитриевичу Головне. Он сказал: «Давай договоримся. Ты отслужишь в армии, наберешься опыта, а потом к нам придешь».

— И вы последовали этому совету?
— Я служил, но только после окончания ВГИКа (улыбается). В Сертолове должен был танки ремонтировать, а получилось, что занялся кинохроникой. Я ведь поначалу документальным кино увлекался.

— Когда и где вы получили свой первый приз?
— Произошло это еще в семидесятые годы — на всесоюзном кинофестивале «Арсенал» в Киеве. Наградили меня за документальную ленту «Сто тысяч «я».

Награды объективными быть не могут
— В России вы один из самых титулованных режиссеров, даже в Америке ваши фильмы фигурировали в числе лучших. Совсем недавно «Край» претендовал на престижную голливудскую награду «Золотой глобус»...
— Да, надо признать, это был прорыв. Впервые за восемь лет Россия участвовала в церемонии, что обеспечило «Краю» американский прокат, пусть и ограниченный. В США к вам совершенно иное отношение, если удалось хоть немного приобщиться к «Оскару» или «Золотому глобусу».

— Значит, они считают эти награды объективными?
— Награды объективными быть просто не могут. Ведь вручают их люди, а они подвержены различным эмоциям, влияниям. Хотя, действительно, на «Оскарах», скажем, грубой подтасовки ни разу выявлено не было. И все-таки могу сказать — любое выдвижение на награду такого уровня должно обязательно сопровождаться солидными денежными вливаниями.

— Опять деньги? Так как же развиваться нашему кино, на которое выделяется совсем не много средств?
— Я считаю, что будущее нашего кино — в копродукции с другими странами. Первые шаги уже сделаны: созданы российско-германская и российско-французская киноакадемии. Хочется верить, что они не только на бумаге, а и в реальности будут оказывать помощь в развитии отечественного кино.

— Кроме того, что вы активный режиссер и продюсер, в последнее время стали еще и президентом — петербургского международного фестиваля документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к Человеку». Как ощущаете себя в этой роли?
— Президентом я являюсь всего лишь второй год. Еще не надоело (улыбается). Мне хочется сделать этот фестиваль соответствующим его статусу: ведь в нашей стране только «Послание к Человеку» и Московский международный официально признаны фестивалями класса А. Но Москва получает 120 млн. на проведение смотра, а мы с трудом 6 млн. набираем. А ведь нам и правительство Санкт-Петербурга помогает, и лично министр культуры России Александр Авдеев. Но, к сожалению, это крохи для крупного форума. Впрочем, я придумал, как попробовать выйти из этой сложной ситуации. Вскоре изложу свою концепцию подробнее. Надеюсь найти понимание на самом высоком уровне.

— У вас очень много работы. Когда же кино снимать будете?
— В октябре приступаем к работе, а в декабре приедем в Питер на натурные съемки. Подробно о проекте рассказывать не буду. Скажу только, что сценарий, который написал Александр Миндадзе, основан на не изданной еще повести Захара Прилепина «Восьмерка». И выпустит книгу в свет автор, с которым мы давно дружим, только после выхода фильма. В образах четырех главных героев мне хотелось бы видеть неизвестных актеров.

— То есть опять молодежь продвигаете, дебютантов?
— Да, конечно! От своих принципов я не отступаю.

Беседовал Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх