Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 ноября 2017

Алиса Фрейндлих: Пусть в театре будет вертикаль!

Открылась выставка, посвященная династии известногй актрисы

В музее-квартире актеров Самойловых на Стремянной открылась выставка, приуроченная к 80-летию Алисы Фрейндлих. Экспозиция, посвященная не персонально Алисе Бруновне, а ее династии, продолжает цикл «династических» выставок петербургского Музея театрального и музыкального искусства. Первая из них освещала жизнь и творчество Боярских, вторая — Комиссаржевских, а эта выставка — третий проект цикла.

На презентации, состоявшейся в присутствии самой Алисы Бруновны, ее дочери актрисы Варвары Владимировой, а также друзей, коллег и журналистов, Комиссаржевские «передали эстафету» Фрейндлихам — через символичное поздравление старейшего сотрудника Театрального музея Юлии Рыбаковой. Она подарила Алисе Бруновне только что изданную переписку Веры Комиссаржевской с Николаем Ходотовым, заметив, что является, пожалуй, старейшим зрителем Алисы Фрейндлих: Юлия Петровна видела ее еще в конце 1950-х — в учебных спектаклях института на Моховой. 

Алиса Фрейндлих , Ольга Плахотнаяи художественный руководитель БДТ Андрей Могучий на открытии выставки.

«Критики писали о том, что индивидуальность Комиссаржевской всегда преобладает над ролью; что на ее спектаклях возникает таинственная — сверхэстетическая — связь со зрителем. Сидя в зале на спектаклях с вашим участием, я не столько видела ваших героинь, сколько общалась лично с вами», — сказала Юлия Рыбакова.

Шарлотта Фрейндлих с внуками Алисой и Эдиком

Артур и Шарлотта Фрейндлих с детьми Цецилией и Артуром (в верхнем ряду), Дагмарой, Эдуардом, Бруно (в нижнем ряду).

Выставка разместилась в двух залах. В первом представлены фотографии, документы и предметы из личного архива актрисы, освещающие жизнь ее предков. Известно, что род Фрейндлих корнями тянется к немецким стеклодувам, приглашенным в Петербург Петром I.

— Члены семьи Фрейндлих были очень музыкальными людьми, — сказала «ВП» Ольга Плахотная, заведующая выставочным отделом Музея театрального и музыкального искусства. — Мы точно не знаем, принадлежали ли они Немецкому музыкальному обществу, организованному в Петербурге в 1888 году. Скорее всего, принадлежали, и мы повесили на одной из стен знамя — штандарт этого общества. Известно, что бабушка и дедушка Алисы Бруновны пели в церковном хоре. Цецилия Фрейндлих, сестра Бруно Артуровича, известна как оперная певица. Можно предположить, что предки Алисы Бруновны были прихожанами Анненкирхе (здание на нынешней Кирочной). Другая тетя актрисы Дагмара — тоже сестра Бруно Артуровича — успела пройти конфирмацию в Анненкирхе.

Выставка напомнит вам о великолепных ролях, сыгранных Алисой Бруновной.

Во втором зале выставлены сценические костюмы Бруно Артуровича и Алисы Бруновны. Особенно выделяется скромное, но выразительное платьице, в котором Алиса Бруновна играла арбузовскую Таню — одну из лучших своих ролей. По замыслу создателей экспозиции, за стеклом в витринах находятся лишь чехлы, а сами костюмы никак не огорожены. Это словно «проговаривает», что историческая дистанция — понятие условное и зыбкое.

— Что можно сказать, кроме благодарностей? — обратилась Алиса Фрейндлих к гостям. — Время движется неумолимо, и замечаешь, как поклонники взрослеют, становятся папами и мамами, а кто-то даже бабушками и дедушками. И сегодня мне хочется вбросить в пространство одно пожелание, которое, надеюсь, разнесется по неким каналам в этой намоленной квартире. Я хочу, чтобы сегодняшний театр, подобно театру моей молодости, не ограничивался бы горизонталью. Пусть в театре — если это возможно — обязательно присутствует вертикаль. Мне уже, наверное, не удастся этому поспособствовать, но я желаю, чтобы это было так.

Сценические костюмы Алисы Фрейндлих.

↑ Наверх