Алкашей приказано заметить
Министр МВД почти детально расписал порядок обращения с пьяными согражданами
Очередной выпуск приложения «Наши права» посвящен документу, который в тот или иной период нашей жизни может коснуться каждого, вынужденно заливающего горе или празднующего радостное событие. Это инструкция МВД об обращении с пьяными согражданами.
Полиции предписано обращать внимание на перебравших граждан только в общественных местах.
Не прошло и полгода
Вытрезвители закрыли еще осенью, и с тех пор граждане в сильном подпитии как бы «повисли в воздухе». Толком не ясно было, что с ними делать и кто обязан ими заниматься. Неудивительно, что в регионах толковали вакуум как бог (или дьявол) на душу положит — вплоть до фактов убийства пьяных подозреваемых.
Лишь недавно вступил в силу приказ министра внутренних дел Рашида Нургалиева, которым была утверждена инструкция по обращению с пьяными. Правда, не со всеми — только с теми, которые лыка явно не вяжут. Сам приказ был подписан еще в минувшем декабре, но начал действовать только после регистрации его в Минюсте и официальной публикации. Учитывая, что от разных степеней воздействия алкоголя никто не застрахован, считаем, что этот документ будет интересен нашим читателям как минимум для того, чтобы знать и защищать свои права.
Места надо знать
Полиции предписано обращать внимание на потерявших ориентацию граждан только в общественных местах — на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах... При этом степеней опьянения, на которые приказано реагировать в соответствии с предписанным порядком, в инструкции перечислено всего две, и не важно, о каком именно опьянении идет речь — алкогольном, наркотическом или «ином токсическом». Гражданам стоит знать, что полиция обязана обратить на них пристальное внимание только тогда, когда налицо:
— потеря способности самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке;
— потеря способности самостоятельно передвигаться.
Только таких полиции предписано забирать из общественных мест и доставлять в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения. Таким образом, если полиция вдруг превысит свои полномочия и по ошибке заберет гражданина, вполне способного отличить столб от стенки, к ней можно будет предъявлять претензии — в том числе материальные.
Говорящее название
Приказ МВД подписан 23 декабря 2011 года, имеет порядковый номер 1298 и регистрационный номер 23 298. В Минюсте он зарегистрирован 21 февраля 2012 года. Приказом утвержден документ с названием, которое вполне говорит само за себя: «Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».
Инструкция детализирует действия органов внутренних дел, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12, пунктом 14 части 1 статьи 13 Закона «О полиции». Она обязательна не только для сотрудников органов МВД, но и для медицинских и социальных учреждений, согласована с Минздравсоцразвития. Соответственно, документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников полиции и всех медиков страны.
Правда, первым по роду службы и ранее приходилось иметь дело с разными временно опасными субъектами. Медикам же еще только предстоит привыкнуть к этой роли — причем не факт, что за возню с пьяными буянами им будет положена доплата.
Цель — права граждан
Целью полиции при работе с пьяными будет обеспечение безопасности трезвых граждан от недоориентированных выпивох и безопасности последних от их же действий. Приоритет, таким образом, отдан правам человека на жизнь и здоровье, гарантированным Конституцией РФ и международным правом.
Упоминание Конституции в данном контексте не случайно. Как известно, ее статьи имеют прямое действие и защищают граждан РФ от произвола. Хотя бы теоретически это позволяет рассчитывать на получение сатисфакции в случае нарушения своих прав (правда, в Казани, Петербурге и десятках других мест людям, пострадавшим от действий полицейских садистов, это не очень помогло).
Функции полиции в пьяной среде
Если раньше полицейским проще было не заметить подвыпившего гражданина, оставив его на произвол судьбы и прохожих, то теперь инструкция прямо предписывает пьяных выискивать целенаправленно. Полиции придется действовать в следующем порядке:
— выявлять пьяных на постах и маршрутах патрулирования;
— оказывать пьяным первую помощь, если им грозит опасность, угрожающая их жизни и здоровью;
— вызывать выездные бригады «скорой помощи» прямо на место обнаружения пьяных граждан;
— охранять пьяных от поползновений окружающих обчистить их карманы, прибить или убить — и, разумеется, от других «противоправных действий»;
— доставлять пьяных в медицинские организации самостоятельно, если «скорая» приехать к ним не может.
Сразу при обнаружении пьяных — в том числе несовершеннолетних — сотрудники полиции обязаны доложить в дежурную часть территориального органа МВД и далее действовать в соответствии с указаниями дежурного.
Здоровым тихоням помощь не окажут?
Теоретически полиция должна при обнаружении сильно пьяного гражданина действовать в тесном взаимодействии с медиками. Однако бригады «скорых» явно не любят возиться с лицами, допившимися до положения риз. Видимо, поэтому медики добились для себя в этой совместной инструкции лазейки.
С одной стороны, медицинская эвакуация пьяных в стационары должна осуществляться именно «скорыми». Однако избавляться от пьяного груза прямо на месте его обнаружения полицейские смогут не часто, так как у медиков явно будет соблазн отказываться от вызовов такого рода из-за «отсутствия возможности». Каковая вполне может быть организована и сознательно. И медиков вряд ли стоит в этом винить. Уж лучше помогать больной старушке при сердечном приступе, чем откачивать пьяного бугая.
Так вот, при «отсутствии возможности» прибытия «скорой» полиция обязана будет сама и на своем транспорте доставить пьяного гражданина в стационар.
А далее возможны варианты. Если пьяный тихий и нуждается в медпомощи, полиция сдает его медикам и едет дальше. Если пьяный не нуждается в медицинской помощи и при этом буянит, или имеет при себе оружие и наркотики, или подозревается в совершении преступления — его везут не в медицинский стационар, а прямо в дежурную часть. Где и оставляют в КПЗ до вытрезвления и дальнейших следственных действий.
Но вот как быть, если гражданин допился почти до потери ориентации, но при этом тихий, законопослушный и не нуждается в медицинской помощи? Медики в таком случае вправе умыть руки. Установив, что выпившему не требуется немедленное их вмешательство, они должны дать полиции расписку, в которой будут указывать все сведения о себе: о бригаде «скорой помощи» и личностях врачей, о номере карты вызова с указанием даты и времени обращения...
То же самое — при доставлении пьяного и здорового гражданина в стационар. Только в этом случае медики будут давать расписку в произвольной форме с указанием наименования медицинской организации, фамилии, имени, отчества пьяного гражданина, даты и времени его доставления. Расписка должна быть заверена личной подписью медицинского работника. И все, на том их обязанности заканчиваются.
Видимо, такой порядок предусмотрен для того, чтобы в случае каких-то осложнений было с кого спрашивать. Но что дальше делать с таким пьяницей? Каковы дальнейшие функции полиции? Неизвестно, инструкция на сей счет молчит. В дежурную часть такого гражданина доставлять не за что, домой отвезти — не всегда возможно: поди знай, где он живет, если лыка не вяжет.
Единственный выход — торчать рядом и ждать, когда сей пьяный протрезвеет хоть чуть-чуть и сможет назвать свой адрес. Да еще и охранять его при этом от прохожих. Кто в это время будет исполнять обязанности патруля, застрявшего около сильно выпившего гражданина, неизвестно.
Безопасность — не только пьяным
В инструкции особо оговорено, что полиция при работе с пьяными обязана обеспечивать отнюдь не только их личную безопасность, но и право на таковую у самих себя и у медиков. Так, совершенно законным правом сотрудников полиции будет тщательный обыск пьяных перед транспортировкой куда бы то ни было — в стационар или, скажем, к ним домой. Причем не важно, на чем повезут сильно выпивших граждан — на «скорой» или на милицейском уазике, обыскивать все равно придется. Цель — убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия в ходе перевозки или лечения.
Кроме того, полиция обязана сопроводить пьяного в стационар даже в том случае, если его повезут на машине «скорой помощи». Да и в стационаре полицейские обязаны будут присутствовать при пьяном до тех пор, пока его не поместят в палату. Цель — обеспечить безопасность медиков от буйства «пациентов».
А нам куда деваться?
Насколько эффективно данный порядок обеспечивает должную безопасность — неизвестно. Точнее, права пьяных вроде бы защищены — а вот всех остальных?
В первую очередь явно пострадает право на безопасность граждан, которые алкоголем не злоупотребляют. Ведь вместо обеспечения порядка и ловли преступников в городе «уличная» полиция — ППС — обязана будет до посинения возиться только с пьянчугами.
Вряд ли такой порядок устроит и медиков: буянить пьяные пациенты могут начать аккурат сразу после ухода полицейских — уж этот-то момент большинство из выпивох «сечет» на подкорковом уровне.
Вряд ли понравится соседство с пьяными и прочим пациентам городских больниц. Ведь специальных палат для пьянчуг в наших стационарах не предусмотрено. Значит, их будут размещать рядом с обычными болящими — со всеми вытекающими для них последствиями.
Кроме того, больницы в Петербурге и так переполнены. Дополнительная нагрузка на медицинскую сеть в лице пьяных товарищей теоретически должна быть компенсирована строительством новых корпусов в действующих стационарах или строительством новых медучреждений. Но куда там! У нас даже крупнейший и быстрорастущий район — Приморский — до сих пор не имеет собственной многопрофильной больницы.
Правда, в приказе МВД, согласованном с Минздравсоцразвития, указано, что территориальные органы здравоохранения (в нашем случае это соответствующий комитет правительства города) должны определить список медучреждений, куда будут доставлять сильно выпивших сограждан. Однако в любом случае отдельных государственных клиник для них в Петербурге нет и не предвидится. Разве что еще больше нагрузят 14-ю больницу в Кировском районе, куда и без того свозят всех заболевших бомжей.
Что делать в этих условиях всем прочим пациентам? Есть ли какая-то возможность защититься от пьяного соседства? На этот счет ни МВД, ни Минздравсоцразвития специальной инструкции не создали. Так что единственной надеждой пациентов в таких случаях остаются… страховые компании. Их координаты (в том числе телефоны) имеются на руках у каждого пациента — в полисах обязательного медицинского страхования (ОМС).
И, наконец, есть еще один путь — правда, более длинный и требующий усилий. Путь этот — писать жалобы в органы власти. Как ни странно, в итоге это обычно срабатывает — правда, число жалоб должно достигнуть какого-то критического уровня.
Вопрос — ответ
— Мой малыш вынужден посещать частный детский сад, так как в обычном государственном часто болеет. Для нашей семьи это очень накладно. Мы сильно обрадовались, когда узнали, что оплачивать такой детсад теперь можно будет из материнского капитала. Однако директор нашего садика то ли не знает, как правильно это оформить, то ли не хочет связываться и потому информации не дает. Подскажите, пожалуйста, как правильно действовать?
— Действительно, право платить за детский сад — в том числе частный — из материнского капитала было дано матерям еще осенью прошлого года. Однако вряд ли директор вашего садика злонамеренно скрывала от вас эту информацию. Дело в том, что подробное письмо с разъяснениями о порядке действий в таком случае ПФР и Минобразования подготовили только недавно.
Перед обращением в ПФР с заявлением об оплате детского сада стоит проверить, имеет ли ваш садик все необходимые разрешительные документы для содержания и обучения дошколят — лицензии, сертификаты, аккредитации и так далее.
На руки вам деньги для оплаты садика или школы не дадут. Все средства будут перечисляться из ПФР напрямую в дошкольное образовательное учреждение. Первое, что требуется для осуществления такого права, — договор с садиком. В нем — помимо общей суммы за услуги — должен быть зафиксирован расчет оплаты за содержание и обучение ребенка. В договоре должны присутствовать все необходимые для осуществления платежей сведения и реквизиты. В том числе:
— наименование детского садика, ИНН, БИК, КПП, банк получателя, ОКАТО, КБК;
— расчет размера платы за содержание ребенка в садике. В том числе — сумма средств, подлежащих возврату в качестве компенсации части родительских расходов из материнского капитала — для их направления органами ПФР;
— сроки направления средств (ежемесячно, ежеквартально, одной суммой за учебный год);
— возможность учета при последующих платежах излишне выплаченных сумм (при оплате фактического пребывания ребенка в садике);
— возможность возврата садиком в ПФР неиспользованных средств в случае расторжения договора.
Договор нужно будет передать в свое отделение ПФР. Первый платеж возможен не более чем через 2 месяца со дня принятия заявления. Последующие платежи — по срокам, указанным в договоре.
Напомним, размер материнского капитала меняется ежегодно в зависимости от инфляции и фиксируется в законе о бюджете на каждый год. В 2012 году он составляет 387 640 рублей.
— Я инвалид первой группы. Вынужден был сам приобрести для себя коляску. Правда, расходы мне были потом возмещены ФСС. Вправе ли я буду поменять свою коляску за счет государства, когда закончится срок ее эксплуатации?
Да, вправе. И не только коляску, но и все технические средства реабилитации, протезы и прочие изделия, которые входят в госпрограмму реабилитации инвалидов. Напомним, все эти средства предоставляются государством бесплатно, если они включены в индивидуальную программу реабилитации инвалида, составленную в учреждении медико-социальной экспертизы. Если граждане покупают их сами, государство выплачивает компенсацию, рассчитываемую по специальной методике.
Уточнить предельные сроки пользования различными техническими средствами реабилитации инвалидов можно в приказе Минздравсоцразвития России «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены». Ранее действовал приказ 2007 года. Теперь издан новый. Приказ содержит полный перечень всего, что государство гарантирует для получения инвалидам. Он опубликован 21 марта 2012 года, вступил в силу 1 апреля 2012 года, хотя подписан был еще 27 декабря 2011 года. Его номер 1666н.
Фото Натальи ЧАЙКИМетки: Наши права Про Петербург Про петербуржцев Вектор власти Из первых рук Соцзащита
Важно: Правила перепоста материалов