Газета выходит с октября 1917 года Thursday 12 сентября 2024

Алла Духова: Я — дочка блокадницы

Дочка блокадницы, Алла родилась в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа, а выросла в Риге

Дитя Советского Союза, ее балет и мужской проект «Тодес» решили составить единый коллектив. В нем Алла сразу взяла на себя роль лидера, она вообще прирожденный лидер. И вот с тех пор любители современного балета Питера и всей России наблюдают, как шаг за шагом «Тодес» поднимается к вершинам. Сначала это был шоу-балет, затем просто балет, теперь уже театр.


Летом, по традиции, «Тодес» привез в Петербург спектакль, на этот раз «Танцуем любовь», полуторачасовой проект, в котором заняты 32 танцовщика. Спектакль европейского класса, где представлен калейдоскоп направлений и стилей современного балета.

— Алла, когда, при каких обстоятельствах вы осознали, в какой уникальный город попали?
— Люблю этот город на генетическом уровне. Моя мама жила на проспекте Майорова, была блокадницей, ее вывезли во фронтовые годы. И хотя она потом воспитывалась в Суздале, в детском доме, все равно Питер для нее, для меня остался главным городом. Городом, в котором мне всегда было легко дышать. Питер для «Тодеса» — еще и колыбель. Наш балет образовался когда-то ведь из слияния двух составов: ребята — питер­ские, девчонки — из Риги.

— Как вам нынешний Петербург по сравнению с тем, что было десять, двадцать, тридцать и так далее лет назад?
— Еще и еще более красивый. Мы дважды в год приезжаем в Питер на гастроли: видим, что раз от раза, год от года он становится все лучше и лучше, красивее и красивее. Раньше не было в городе такой вечерне-ночной подсветки, а теперь она может вызвать только восхищение. Идешь по городу — словно в декорациях какого-то фильма! Сейчас архитектуру города на Неве так преподносят, что ею нельзя не восхищаться, и она заслуживает этого.

— Был ли такой момент, такой период, когда Петербург на вас давил, сковывал вас, испытывал на прочность?
— Нет, это не ко мне (улыбается). Разве что иногда зимняя погода, снег с ветром могут подпортить настроение. Но это к творчеству не имеет отношения, на него не влияет. Именно в Петербурге, в БКЗ «Октябрь­ский», мы всегда проводим премьеры своих новых программ, и, тьфу, тьфу, тьфу, пока успешно. У меня в Питере все всегда замечательно. Из тридцати двух танцовщиков в нынешнем составе двое питерских ребят. Алексей Радев у нас уже одиннадцать лет, он классическо-характерный артист, из семьи потомственных танцовщиков, по-настоящему характерный актер, примерный семьянин, прекрасно танцует. И петербурженка Арина Туник, воспитанница школы-студии «Тодес»… У нас же сейчас только в одном Питере восемь школ-студий «Тодес», а по всей России — больше ста! Есть у нас свои фирменные школы-студии и за границей. Это не за один день появилось — огромная работа прошла, больше двадцати пяти лет.

— Где в Петербурге вы больше всего любите гулять, проводить время?
— Мы обожаем Эрмитаж! Зимой обязательно там нас встречает Анаис, изумительный экскурсовод, искусствовед и режиссер. На летних гастролях, улучив свободные полдня, отправляемся в Петергоф или Пушкин. На недавних гастролях впервые побывали в Павловске. Я не знала, что Павловск — такое прекрасное место, такой прекрасный дворец — для нас это стало просто открытием. Были мы в Казанском соборе — поставили свечки. Посетили также Петропавлов­скую крепость... Одно время мы приезжали в Питер, как на гастроли в любой другой город, отлеживаясь в гостинице, но постепенно сумели побороть инерцию и сейчас очень активно смотрим, знакомимся с достопримечательностями великого города. Если погода позволяет, непременно берем теплоходик и подплываем по Неве в момент разводки мостов — это такая красота…

— Кем из петербуржцев вы гордитесь? 
— Двадцать лет назад меня пригласили в Петербургский мюзик-холл в качестве хореографа-постановщика, еще был жив Илья Яковлевич Рахлин. А как замечательно творит у вас балетная Мариинка! Весь мир знает и ценит самобытное искусство Театра Бориса Эйфмана. Я горжусь знакомством и многолетней дружбой «Тодеса» с Эммой Васильевной Лавринович, директором и художественным руководителем Большого концертного зала «Октябрьский». Благодаря ее участию, заботе и поддержке «Тодес» чувствует себя в Петербурге как дома. 

— Нет ли в этом некого патриотического преувеличения, когда мы называем Петербург самым красивым городом на земле?
— Мне кажется, нет ни малейшего преувеличения. Хотя сравнивать города изначально неправильно. Каждый город такого плана, как Венеция, Вена, Прага, Лондон, Париж, — единственный в своем роде. Но Петербург изначально хорош как ни один другой город в мире, и важно, что сейчас он все хорошеет.

— Были ли в вашей жизни моменты, когда вы хотели переехать в Петербург?
— Я бы с удовольствием жила и работала в Петербурге, были даже разговоры о том, чтобы присмотреть, купить квартиру. Еще раз повторюсь, что мне здесь крайне комфортно и радостно жить и работать. Но жизнь наша гастрольная такая суматошная, что нам вообще негде жить. Большей частью приходится жить в Москве.

— Что вы лично сделали для Петербурга и что он сделал для вас?
— Наверное, ничего. Хотя мы открыли здесь восемь школ-студий, через которые прошло множество детей. Кто-то из них попал в главный состав «Тодеса», стал известным артистом, кто-то так и остался любителем — не суть важно. В наших студиях мы всегда учим не только профессии, но и тому, каким человеком желательно было бы стать — добрым, заботливым, внимательным к другим.

Что сделал Петербург для меня? Все хорошее. Для меня это — начало всех начал.

— Есть ли у вас или у вашей семьи какие-то ассоциации, связанные с газетой «Вечерний Петербург» («Вечерний Ленинград»)?
— Только самые приятные. Ленинград­ская пресса поддержала нас еще тогда, когда официальные органы относились к нам как к бывшим любителям. А к вам, Михаил, у нашего ансамбля и меня особое отношение, потому что вы первым взяли у меня интервью.

— Как вы проводите свои петербург­ские вечера?
— Если мы не на концерте (или ночью, после концерта), гуляем по городу. По набережным, мостам, проспектам и узким улочкам… Даже если погода дождливая, прохладная — не беда. У Петербурга нет плохой погоды.

Фото Татьяны МИРОНЕНКО
↑ Наверх