Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

«Алёнку» пора национализировать

Кондитеры просят правительство узаконить всеобщее использование знаменитых советских брендов

 

Любимые конфеты миллионов не исчезнут с прилавков

Завзятым лакомкам, конечно же, хорошо известна красочная коробка ассорти с репродукцией пышного букета цветов и витиеватой надписью «Поздравляю!». Вот из-за этих конфет и разгорелся сыр-бор на рынке кондитерских изделий. Больше года две солидные компании — московская ООО «Кондитерская фабрика «Волшебница» и ОАО «Оркла Брэндс Россия», год назад объединившая в одном холдинге «СладКо», фабрику им. Н. К. Крупской, «Пекаря» и «Азарт», спорили, кто имеет право выпускать продукцию под маркой «Поздравляю!». «Волшебница» пыталась получить компенсацию в размере 5 миллионов рублей за использование данного бренда, размещенного на изделии известного петербургского кондитерского предприятия, мотивируя это тем, что именно она, согласно регистрации Роспатента, обладает правом на это название до 2016 года. И значит, никто другой использовать его не может.

Пускай и «Аленку», и «Мишку на Севере» выпускают разные фабрики — мы все съедим!


Нынешним летом коллегия Палаты по патентным спорам рассмотрела аргументы сторон и согласилась с доводами «Оркла Брэндс Россия»: регистрация бренда в свое время была осуществлена с нарушением законодательства, так как «в глазах потребителей продукция «Поздравляю!» ассоциируется в первую очередь с фабрикой имени Крупской, которая выпускала конфеты с таким названием  задолго до регистрации данного товарного знака «Волшебницей». 

На этом основании Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области на днях отказал в иске «Волшебнице». Таким образом, была поставлена точка в этом сладком споре. Любимые конфеты миллионов покупателей не исчезнут с витрин. В свою очередь московская фабрика утратила право на данную торговую марку. Однако это касается лишь кондитерских изделий — фирма может ставить товарный знак «Поздравляю!» на других продуктах: кофе, чае, какао, сахаре, рисе, хлебобулочных изделиях и мороженом.

Это лишь один из эпизодов затяжной войны брендов, которая ведется после распада СССР на постсоветском пространстве. В Роспатент и арбитражные суды непрерывным потоком поступают иски различных компаний, борющихся за тот или иной известный бренд. 

— В последние годы в российской кондитерской отрасли происходят события, не имеющие прецедента в мировой правовой практике, — заявили в юридическом отделе компании «Оркла Брэндс Россия», комментируя спор с «Волшебницей». — Известные российские предприятия, десятилетиями выпускавшие популярные сорта кондитерских изделий, вынуждены не только сворачивать производство, но и разбираться с финансовыми претензиями со стороны компаний, которые в 90-х годах прошлого века приобрели фактически монопольные права на большую часть «советских» кондитерских брендов, зарегистрировав их как товарные знаки. Подобные действия могут привести к ограничению конкуренции на кондитерском рынке России. Монополизация прав на «советские» бренды в руках одной структуры способна негативно отразиться на ценах на кондитерскую продукцию, что в конечном счете не может не сказаться на кошельке потребителя. 

Вкус детства приватизировали

С 1992 года — после того как в России был принят закон об интеллектуальной собственности — иностранные инвесторы крупнейших кондитерских предприятий, в основном столичных, таких, как «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и других, быстро сориентировались и зарегистрировали за собой права на подавляющее большинство советских брендов. Однако закон еще позволял выпускать «Мишку на Севере», «Красную Шапочку» и другие изделия под знакомыми с детства названиями всем желающим вплоть до 2008 года. Но в 2008 году Госдума упразднила право кондитеров, не имеющих соответствующих лицензий, на выпуск «советского» ассортимента. Таким образом, почти все советские бренды оказались сконцентрированы в руках нескольких столичных компаний, которые сегодня выступают в роли надзирателей на кондитерском рынке страны. При этом они часто используют право владения тем или иным товарным знаком для устранения конкурентов.

После того как законодательство изменилось, многие региональные компании прекратили выпуск изделий под советскими торговыми марками, что сильно ударило по их доходам. Но и это не устроило столичных кондитерских монстров. Показательна история со знаменитым шоколадом «Аленка».

— Сначала московская фабрика «Красный Октябрь» добилась того, что белгородская кондитерская компания «Славянка» прекратила выпуск шоколада «Алина», мотивируя это тем, что его этикетка напоминает знаменитую «Аленку». При этом москвичи пытались отсудить еще и 313,5 миллиона компенсации за якобы незаконно используемый бренд у провинциального предприятия, — рассказали в отделе маркетинга фабрики им. Крупской. — Это бессовестное разорение сильного конкурента. В результате компенсацию «Красный Октябрь» получил минимальную, но Роспатент все-таки лишил правовой охраны графическое изображение марки «Алина». Затем москвичи предприняли новый шаг по устранению конкурентов. В прошлом году они подали иск против ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» (с декабря прошлого года  она стала частью  ОАО «Оркла Брэндс Россия») в связи с производством шоколада «Крупская Аленка». «Красный Октябрь» требовал запретить данную торговую марку как плагиат. Несколько дней назад ФАС России завершила рассмотрение этого дела. В споре она встала на сторону петербургских производителей. 

В интервью федеральным изданиям заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров так прокомментировал данное решение: «Это означает, что российские кондитерские компании, в их числе и кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской, десятилетиями выпускавшие известные и популярные сорта конфет, карамели, шоколада, имеют полное право на продолжение их  выпуска в том самом этикете и под теми наименованиями, которые использовались ими в советский период. Исторически те фабрики, которые выпускали шоколад в соответствующих этикетах, могут выпускать его и дальше. Таким образом, если кто-то из действующих участников рынка впоследствии регистрирует на себя товарный знак, то такая регистрация требует оценки с точки зрения разумности, справедливости и добропорядочности».

«Докторская» и «Столичная» в защите не нуждаются 

Генеральный директор «Оркла Брэндс Россия» Вадим Тер-Исраелян считает, что лед тронулся. 

— Выводы ФАС России, отраженные в решении спора между «Красным Октябрем» и нашей компанией, могут определить судьбу кондитерского рынка России, — заявил он. — Кондитерским компаниям фактически вернули право на использование совет­ских брендов. Позиция ФАС во многом, на мой взгляд, основана на том, что в законодательстве РФ уже существовала соответствующая норма, позволявшая производителю, который до октября 1992 года выпускал продукцию под известным брендом, продолжать в дальнейшем использование этого бренда. Таким образом, принятое ФАС решение позволяет нам обратиться в государственные органы с целью возвращения данной нормы на законодательном уровне.

— Региональные производители кондитерских изделий, притесняемые столичными монополистами, еще год назад выступили с предложением о национализации советских кондитерских брендов, — сообщили в юридическом отделе петербургского офиса Межрегиональной группы регистрации и обслуживания товарных знаков. — Некоторые руководители Роспатента их поддержали. Они склоняются к тому, что национализация советских брендов — самый рациональный выход из сложившейся ситуации. Именно такой подход существует, например, на алкогольном рынке. Права на советские товарные знаки водки принадлежат сегодня Российской Федерации. Распоряжается этими правами от лица государства Союзплодоимпорт. За право использования по лицензии определенного советского бренда — «Столичной», например, — производители платят с одной бутылки полтора-два рубля. В итоге на водочном рынке нет никакой борьбы за интеллектуальные права, а государственный бюджет получает дополнительный доход.

Пиво «Жигулевское» также имеют право выпускать все пивоваренные заводы, а покупатель отдает предпочтение тому производителю, который предложит пенный напиток наилучшего качества. 

Кстати, на рынке безалкогольных напитков, где действуют правила, аналогичные тем, что существуют на кондитерском рынке, тоже идут бои за бренды. Недавно арбитражный суд рассматривал иск ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук — владельца товарного знака «Байкал» — к «Останкинскому заводу напитков» о защите прав на данную торговую марку.

В то же время на рынке мясной продукции все производители могут пользоваться советскими названиями. Колбасы «Докторская», «Московская», «Краковская» выпускает чуть ли не каждый мясоперерабатывающий комбинат. Выигрывает от этого покупатель, так как производители, конкурируя друг с другом, не позволяют себе отступать от рецептуры, а если и отступают, то у покупателя есть право выбирать лучшее изделие.

Любопытно

  •  Самыми романтическими конфетами считаются конфеты с клубничной начинкой. Так утверждают немецкие психологи. Кстати, считается, что вкусовые пристрастия напрямую зависят от характера человека: решительные люди, например, предпочитают вишневую начинку, застенчивые — ореховую, а творческие — кокосовую. 
  •  Самые знаменитые конфеты — пралине. Пралине были изобретены в 1663 году и приготовлены специально для французского посла в Германии. Пралине до сих пор удерживают рекорд по продажам в Германии и Швейцарии. 
  •  Согласно оценке многих экспертов, самые лучшие шоколадные конфеты сегодня изготавливают во Франции.

Кстати

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (79%) едят шоколад регулярно, причем наибольшей популярностью пользуется молочный (доля потребления — 42%), а 29% предпочитают горький шоколад. Существенно меньше тех, кто больше всего любит шоколадные батончики (5%) или белый шоколад (3%), а 19% к шоколаду и сладкому вообще равнодушны.

 

↑ Наверх