Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Амуры, черти, змеи в «Елисеевском»

Вроде бы дело пока идет только к Рождеству

Но сегодня, выйдя на заснеженный Невский, и глянув на витрину «Магазина купцов Елисеевых» - совершенно невозможно было не припомнить гротескную картину Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы». Причем в нашем случае Масленица торжествовала, а Пост тут явно терпел сокрушительное поражение.

В витрине расположились загадочные фигурки. Вверху порхали какие-то обшарпанные бронзовые амурчики и висели рога изобилия. Под ними на огромных колбасах, булках, сырных кругах расположились человечки, карлики, ушастые, длинноносые пантагрюэльчики и гуинпленчики. Тут один с набитым пузом едет в тачке; другой держит за уши зайца и за хвост - кота; третьи тянут куда-то огромную связку сосисок...

Всё это жутковатое роскошество напоминало что-то знакомое. И скоро становилось понятно, что именно: декорации к балету “Щелкунчик”, которые для Мариинки давным-давно создал художник и скульптор Михаил Шемякин. Там были такие же востроносые, ушастые морды в париках и камзолах. Разумеется, сходство не случайное, потому как он же, Шемякин - творец этих плотоядных эльфов, гномов и амуров, выставленных в окне Елисеевского. Он разработал и создал эскиз витрины. А вот теперь идея обрела, так сказать, плоть.

Смысл события разъяснила Анна Прозорова, директор “Магазина купцов Елисеевых”:

В преддверии Нового Года и Рождества мы снова возрождаем традиции, которые были заложены основателями этого замечательного магазина, братьями Елисеевыми.

Сама идея не нова: во всех крупных городах мира в декабрьские дни зажигаются рождественские витрины. Теперь среди этих городов и Санкт-Петербург... Нам очень приятно быть первыми в этом начинании. Надеемся, что за нами последуют все остальные.

Карлики за стеклом

“Вечерка” уже писала об этой затее в апреле уходящего года. Тогда Шемякин специально приехал в “Елисеевский”. Скульптор примерялся к витрине, сетовал на узкое пространство между стеклами и подумывал, не пригласить ли для монтажа оформления бригаду карликов. В принципе, обещание Михаила Шемякина сбылось: витрина действительно оказалась полна удивительных карлов. Зато самого скульптора на открытии витрины не оказалось: как нам сообщили, он в Париже. Но от него пришло приветственное письмо:

- Сегодня в день открытия оформленной по моим эскизам витрины мне хочется поблагодарить английских техников-исполнителей, блестяще справившихся с довольно сложной задачей, поставленной перед ними. Буду надеяться, что веселые персонажи из полюбившегося взрослым и детям моего “Щелкунчика”, вот уже скоро 12 лет не сходящего со сцены Мариинского театра, будут теперь и в витрине “Елисеевского” приносить радость гуляющей по проспекту публике. 

(Тем временем охранники не подпускали публику к фасаду “Елисеевского”, и несколько странно было слышать благие пожелания в адрес петербуржцев - в то самое время, как эти петербуржцы пробирались мимо по проезжей части, в снежной грязи, бочком).

Что-то мрачноватое

Зайдя в тепло “Елисеевского”, мы побеседовали с главным из этих прославленных “английских техников-исполнителей”. Эндрю Джент - инженер английской компании Elemental Design.

- Так это вы?.. - сказали мы ему восхищенно.

- Да, я отвечал за создание витрины.

- А вы обсуждали ее с самим Михаилом Шемякиным?

- Нет, мы с ним не общались. Я только получил его эскизы - и постарался сделать так, чтобы они были воспроизведены в точности и в то же время поместились в витрину.

- Это было сложно?

- Да, окно же огромной высоты - и в то же время очень узкое, 50 сантиметров. Надо было подбирать команду из тощих людей, потому что не всякий туда смог бы пролезть - и к тому же разносторонних специалистов, чтоб они могли и с электроникой работать, и с механикой, и все остальное делать... Набралось человек 18, и вот с ними мы работали над витриной последние три месяца. Сложное было дело.

Все приходилось продумывать. Там нельзя спокойно перемещаться и передвигать фигуры, как хочется - нужно было их аккуратно выставлять одну за другой, используя специальные рельсы. Мы старались, чтобы все совпадало до десятых долей миллиметра. Фигуры мы сделали из самых разных материалов: стеклопластика, гипса и силикона - а внутрь поместили необходимые механизмы, чтобы человечки двигались, как живые.

- Значит, вы все-таки обошлись без помощи карликов, о которой говорил Шемякин...

- Нет, но нам пригодились бы маленькие эльфы - знаете, которые помогают Санта-Клаусу готовить подарки. 

- Эта электронно-механическая начинка фигурок - она уникальна? Или вы с таким постоянно имеете дело?

- Знаете, каждый новый такой заказ по-своему уникален. Это как машину с нуля собирать: вроде, все детали известны, но каждый раз делаешь все по-новому. К тому же, в таком стиле я раньше никогда не работал. Я в первый раз сотрудничаю с Шемякиным. Мне очень понравилась парочка его персонажей - особенно тот малыш со связкой колбасок. И еще другой, с кругом сыра на плече... У всех в нашей команде появились свои любимцы. Они все потрясающие, мы таких никогда не видели. А я, наверное, еще приеду, навещу их и посмотрю, как они поживают. Они простоят по крайней мере несколько месяцев. Сразу после Рождества их точно не уберут.

- Как по-вашему, разве они не страшноватые чуточку?

- Ну да, пожалуй. Но они от этого еще более необычные. 

Я до этого работал с “Дисней”, и там все герои такие добрые, веселые... Это немножко надоедает. А персонажи Шемякина не то чтобы зловещие - в них просто есть нечто мрачноватое. Это же здорово! 

- Думаете, горожанам понравится?

- Надеюсь на это. По-моему, Санкт-Петербург очень подходит для таких персонажей. 

Двадцать семь домов с религиозным уклоном

Чтобы выяснить, довольны ли петербуржцы, мы решили спросить об этом у них самих. И вышли из “Елисеевского” на Невский.

Охранники уже никому не мешали. Осторожные зрители молча кутались в шубы, разглядывая шемякинскую фантасмагорию. 

В общем-то, всем нравилось. Люди с удовольствием разглядывали фигурки. Дети улыбались и совсем не боялись химерических существ.

Кроме того, нас поразило, что почти все знали автора: “Это же Шемякин”, - уверенно сообщали нам петербуржцы. Мы порадовались за образованных и высококультурных горожан. 

Были, впрочем, и критические отзывы:

- Конечно, неплохо. Но я думала, что это будет ярче, зрелищней. Ну и потом, эта тема нам уже знакома - балет мы с внуками видели, и ждали от Шемякина чего-то нового, - сообщила нам пожилая дама благородной наружности.

- Это похоже на один дом в Йошкар-Оле. Там раз в час выезжает на ослике Иисус Христос, а за ним - двенадцать апостолов, - поделился воспоминаниями мужчина. - Это мэр Йошкар-Олы заказал. Он заболел, и ему цыганка нагадала, что нужно построить семь домов с религиозным уклоном. Он построил не семь домов, а двадцать семь. А болезнь все равно не проходит...

 

↑ Наверх