Амуры, черти, змеи в «Елисеевском»
Вроде бы дело пока идет только к Рождеству
Но сегодня, выйдя на заснеженный Невский, и глянув на витрину «Магазина купцов Елисеевых» - совершенно невозможно было не припомнить гротескную картину Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы». Причем в нашем случае Масленица торжествовала, а Пост тут явно терпел сокрушительное поражение.
В витрине расположились загадочные фигурки. Вверху порхали какие-то обшарпанные бронзовые амурчики и висели рога изобилия. Под ними на огромных колбасах, булках, сырных кругах расположились человечки, карлики, ушастые, длинноносые пантагрюэльчики и гуинпленчики. Тут один с набитым пузом едет в тачке; другой держит за уши зайца и за хвост - кота; третьи тянут куда-то огромную связку сосисок...
Всё это жутковатое роскошество напоминало что-то знакомое. И скоро становилось понятно, что именно: декорации к балету “Щелкунчик”, которые для Мариинки давным-давно создал художник и скульптор Михаил Шемякин. Там были такие же востроносые, ушастые морды в париках и камзолах. Разумеется, сходство не случайное, потому как он же, Шемякин - творец этих плотоядных эльфов, гномов и амуров, выставленных в окне Елисеевского. Он разработал и создал эскиз витрины. А вот теперь идея обрела, так сказать, плоть.
Смысл события разъяснила Анна Прозорова, директор “Магазина купцов Елисеевых”:
В преддверии Нового Года и Рождества мы снова возрождаем традиции, которые были заложены основателями этого замечательного магазина, братьями Елисеевыми.
Сама идея не нова: во всех крупных городах мира в декабрьские дни зажигаются рождественские витрины. Теперь среди этих городов и Санкт-Петербург... Нам очень приятно быть первыми в этом начинании. Надеемся, что за нами последуют все остальные.
Карлики за стеклом
“Вечерка” уже писала об этой затее в апреле уходящего года. Тогда Шемякин специально приехал в “Елисеевский”. Скульптор примерялся к витрине, сетовал на узкое пространство между стеклами и подумывал, не пригласить ли для монтажа оформления бригаду карликов. В принципе, обещание Михаила Шемякина сбылось: витрина действительно оказалась полна удивительных карлов. Зато самого скульптора на открытии витрины не оказалось: как нам сообщили, он в Париже. Но от него пришло приветственное письмо:
- Сегодня в день открытия оформленной по моим эскизам витрины мне хочется поблагодарить английских техников-исполнителей, блестяще справившихся с довольно сложной задачей, поставленной перед ними. Буду надеяться, что веселые персонажи из полюбившегося взрослым и детям моего “Щелкунчика”, вот уже скоро 12 лет не сходящего со сцены Мариинского театра, будут теперь и в витрине “Елисеевского” приносить радость гуляющей по проспекту публике.
(Тем временем охранники не подпускали публику к фасаду “Елисеевского”, и несколько странно было слышать благие пожелания в адрес петербуржцев - в то самое время, как эти петербуржцы пробирались мимо по проезжей части, в снежной грязи, бочком).
Что-то мрачноватое
Зайдя в тепло “Елисеевского”, мы побеседовали с главным из этих прославленных “английских техников-исполнителей”. Эндрю Джент - инженер английской компании Elemental Design.
- Так это вы?.. - сказали мы ему восхищенно.
- Да, я отвечал за создание витрины.
- А вы обсуждали ее с самим Михаилом Шемякиным?
- Нет, мы с ним не общались. Я только получил его эскизы - и постарался сделать так, чтобы они были воспроизведены в точности и в то же время поместились в витрину.
- Это было сложно?
- Да, окно же огромной высоты - и в то же время очень узкое, 50 сантиметров. Надо было подбирать команду из тощих людей, потому что не всякий туда смог бы пролезть - и к тому же разносторонних специалистов, чтоб они могли и с электроникой работать, и с механикой, и все остальное делать... Набралось человек 18, и вот с ними мы работали над витриной последние три месяца. Сложное было дело.
Все приходилось продумывать. Там нельзя спокойно перемещаться и передвигать фигуры, как хочется - нужно было их аккуратно выставлять одну за другой, используя специальные рельсы. Мы старались, чтобы все совпадало до десятых долей миллиметра. Фигуры мы сделали из самых разных материалов: стеклопластика, гипса и силикона - а внутрь поместили необходимые механизмы, чтобы человечки двигались, как живые.
- Значит, вы все-таки обошлись без помощи карликов, о которой говорил Шемякин...
- Нет, но нам пригодились бы маленькие эльфы - знаете, которые помогают Санта-Клаусу готовить подарки.
- Эта электронно-механическая начинка фигурок - она уникальна? Или вы с таким постоянно имеете дело?
- Знаете, каждый новый такой заказ по-своему уникален. Это как машину с нуля собирать: вроде, все детали известны, но каждый раз делаешь все по-новому. К тому же, в таком стиле я раньше никогда не работал. Я в первый раз сотрудничаю с Шемякиным. Мне очень понравилась парочка его персонажей - особенно тот малыш со связкой колбасок. И еще другой, с кругом сыра на плече... У всех в нашей команде появились свои любимцы. Они все потрясающие, мы таких никогда не видели. А я, наверное, еще приеду, навещу их и посмотрю, как они поживают. Они простоят по крайней мере несколько месяцев. Сразу после Рождества их точно не уберут.
- Как по-вашему, разве они не страшноватые чуточку?
- Ну да, пожалуй. Но они от этого еще более необычные.
Я до этого работал с “Дисней”, и там все герои такие добрые, веселые... Это немножко надоедает. А персонажи Шемякина не то чтобы зловещие - в них просто есть нечто мрачноватое. Это же здорово!
- Думаете, горожанам понравится?
- Надеюсь на это. По-моему, Санкт-Петербург очень подходит для таких персонажей.
Двадцать семь домов с религиозным уклоном
Чтобы выяснить, довольны ли петербуржцы, мы решили спросить об этом у них самих. И вышли из “Елисеевского” на Невский.
Охранники уже никому не мешали. Осторожные зрители молча кутались в шубы, разглядывая шемякинскую фантасмагорию.
В общем-то, всем нравилось. Люди с удовольствием разглядывали фигурки. Дети улыбались и совсем не боялись химерических существ.
Кроме того, нас поразило, что почти все знали автора: “Это же Шемякин”, - уверенно сообщали нам петербуржцы. Мы порадовались за образованных и высококультурных горожан.
Были, впрочем, и критические отзывы:
- Конечно, неплохо. Но я думала, что это будет ярче, зрелищней. Ну и потом, эта тема нам уже знакома - балет мы с внуками видели, и ждали от Шемякина чего-то нового, - сообщила нам пожилая дама благородной наружности.
- Это похоже на один дом в Йошкар-Оле. Там раз в час выезжает на ослике Иисус Христос, а за ним - двенадцать апостолов, - поделился воспоминаниями мужчина. - Это мэр Йошкар-Олы заказал. Он заболел, и ему цыганка нагадала, что нужно построить семь домов с религиозным уклоном. Он построил не семь домов, а двадцать семь. А болезнь все равно не проходит...
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов