Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Анастасия ДАВЫДОВА: Я ненасытная — плыву за пятым золотом

Олимпийская чемпионка считает, что в синхронном плавании девушке лучше быть «ведьмой»

 

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных перспективам питерских и российских спортсменов на летних Играх-2012. В лондонском бассейне разыграют два комплекта наград в «нашем» синхронном плавании — с того момента, как в 2000 году в Сиднее этот вид спорта вошел в олимпийскую программу, все золото доставалось россиянкам. Именно здесь в постсоветскую эпоху у нас появились свои рекордсменки: например, Мария Киселева и Ольга Брусникина — трехкратные олимпийские чемпионки, Анастасия Ермакова — четырехкратная. А ее бывшая партнерша по дуэту Анастасия ДАВЫДОВА по-прежнему в строю: «плывет» за пятой золотой медалью. 


— Недавно вы примерили новую экипировку олимпийской сборной. Как сидит этот костюмчик? 
— Ощущения от формы приятные. Спортсменке важно, чтобы в одежде, которую она носит, ей было комфортно. Да и цветовая гамма олимпийского наряда, как всегда, радует глаз. 

— Ольге Кужеле, вашей бывшей подруге по сборной, хватило одной золотой олимпийской медали — питерская синхронистка устала от спорта… 
— А я — ненасытная. Четыре золотые медали заработала, за пятой поеду — представляете?

— Вы неоднократная олимпийская чемпионка. Какой фрагмент из олимпийских выступлений вам запомнился больше всего? 
— Первые мои Олимпийские игры, Афины-2004, финал групповых упражнений — и нам в бассейне выключают музыку. Вот этого, наверное, я не забуду никогда. С этим, как тогда казалось, ужасным событием у меня ассоциируется Олимпиада. И в Пекине случилось нечто подобное — перед нами утонула японская синхронистка. Вернее, не утонула — потеряла сознание в воде. И теперь, конечно, предвкушая Игры в Лондоне, мы уже боимся, что нам что-то непременно помешает выступить успешно. 

— Олимпиада — больше нервотрепка, чем приятное времяпрепровождение? 
— Да. Потому что все спортсмены мечтают выиграть Олимпиаду, и на достижение этой цели гробятся лучшие годы. Некоторые синхронистки тренируются по двадцать лет только для того, чтобы поехать на Игры. Конечно, мы жутко волнуемся! А все приятное — оно уже после победы. 

— Российские синхронистки в своих чемпионских программах изображали акул из «Глубокого синего моря» и русалок подводного царства. А какие образы, которые вы исполняли, лично вам нравились больше других? 
— Любая программа в синхронном плавании, тем более олимпийская, для меня любимая. Потому что в нее вложена душа. Поэтому, когда наш тренер в группе Татьяна Покровская выбирает музыку для новой постановки, она обязательно советуется со спортсменками. Ведь если мелодия не понравится нам, то представление окажется под угрозой провала.

— Ну а какая музыка, какая постановка выбраны для Игр в Лондоне?
— Это секрет! В новой олимпийской постановке отразили кое-что «таинственное». Мне самой больше нравились не агрессивные, в которых мы «пугали» зрителей, программы, а характерные. 

— Сколько времени занимает марафет у синхронисток перед выходом в бассейн на олимпийскую программу? 
— За двадцать лет, которые я плаваю в составе сборной, я так набила руку, что макияж не больше получаса занимает. Накраситься мы быстро успеваем даже к Олимпийским играм. Если бы на это уходило даже часа два, едва ли мы успели бы размяться, подготовиться к соревнованиям… Я сама себя крашу. Хотя некоторые девчонки в команде все же обращаются за помощью друг к другу. Синхронное плавание — хорошая школа жизни для молодой девушки: после нее выйти в свет и блистать на балах не составит проблем. Что поделаешь, в нашем виде спорта, чтобы добиться успеха, приходится быть стервой.

— В обычной жизни стервозность мешает?
— Еще как мешает! Все, кто в меня влюбляется, страдают и не могут бросить, даже если они мне совершенно неинтересны. Один знакомый джентльмен даже пошутил, что та программа, в которой мы с Настей Ермаковой изображали акул, полностью соответствовала нашим характерам.

— Анастасия Ермакова ныне тренирует сборную Италии...
— И что? Да, Ермакова возится с итальянскими «солистками», но соло в олимпийскую программу не входит. К тому же наши главные соперницы на Играх — мы сами. 

— Когда-то вместе с Анастасией Ермаковой вы вели программу на одном из детских кабельных телеканалов — о синхронном плавании. Не хотите после лондонской Олимпиады возобновить журналистскую светскую деятельность?
— Я не была телеведущей — скорее мастер-класс давала на телеэкране. Я на год прерывала спортивную карьеру и работала непосредственно с детьми. У меня и сейчас сохранилась эта группа — семь-восемь человек в возрасте от 10 до 14 лет. И я планирую после Олимпиады в Лондоне возобновить тренерскую деятельность. 

— А сесть в депутатское кресло — по примеру знаменитых олимпийских чемпионок и просто красавиц Алины Кабаевой, Светланы Журовой, Светланы Хоркиной, Ирины Родниной, которые нашли себя, уйдя из спорта, в тиши кабинетной работы…
— Нет, что вы! После Игр в Пекине я попробовала было заниматься политологией, но быстро поняла, что это не мое. Останусь в спорте, которому отдала уже 22 года. Лучше уж я буду передавать свой опыт молодому поколению российских синхронисток, чем лезть в сферу, в которой девушки-спортсменки, скажем прямо, не особо разбираются. 

Девушки, плывите за медалями!

Между тем

Как в Питере заняться синхронным плаванием 

...Пока Анастасия Давыдова готовится в Москве к очередной Олимпиаде, ее бывшая подруга по команде петербурженка Ольга Кужела в родном городе ставит подводные сказки, играет Русалок. И не исключено, наша землячка еще долго будет оставаться единственной олимпийской чемпионкой в синхронном плавании из Северной столицы. 

Каждый год на берегах Невы несколько тысяч девчонок пытаются «нырнуть» в бассейн: в Питере синхронное плавание необычайно популярно. Но это в Москве функционируют шесть школ, где готовят синхронисток, а в нашем городе открыты лишь «Экран» да частная школа все той же Кужелы. Правда, занимаются «экрановки» в нескольких бассейнах. Но этого мало: минимальная глубина плавательной чаши должна составлять три метра, а специализированных центров синхронного плавания в городе прежде не строили. 

Поэтому тем, кто хочет попасть в «Экран», необходимо записаться в очередь. Прием в школу начинается в мае — с тем, чтобы к началу учебного года, когда девочка вернется с каникул, она уже могла приступить к тренировкам. 

Главные требования — хорошая координация и гибкость. В группы начальной подготовки принимаются девочки обычно от пяти до десяти лет. В подготовительных группах тренируются по полтора часа два раза в неделю; поначалу девочек просто научат сносно плавать. 

Расходы в синхронном плавании обременительны. Купальники нужны особенные: они не должны пропускать воду, когда девочки переворачиваются в воде вниз головой, не допускается и декольте. Кроме того, костюмы принято расшивать камушками или блестками, а девушкам из сборной Петербурга необходимо иметь много купальников (по два на каждый вид программы — соло, дуэт, группу, комбинированную группу и один — для показательных выступлений), которые стоят примерно 100 долларов и которых хватает в лучшем случае на год. Еще понадобятся зажимы — исключительно импортные, английские, а также «грузы» (утяжелители на руки, на ноги, на плечи) и плавательные лопатки. 

 

Фото Бориса ОСЬКИНА и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх