Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Анастасия Мельникова: Этот фильм не о войне, просто он совпал с сегодняшней ситуацией

Картина Алексея Германа-мл. «Под электрическими облаками» недавно была отмечена наградой Берлинского международного кинофестиваля. Анастасия Мельникова, снявшаяся в одной из новелл фильма, объяснила, почему эта награда столь важна в нынешнем политическом контексте

— Анастасия Рюриковна, расскажите о вашей героине… 
— Моя героиня — ученый, музейный сотрудник из провинциального городка. По ее способностям и таланту, думаю, она могла бы уехать в большой город, но она остается, потому что привязана душой к этому месту и живет чувствами: вся ее жизнь — в любимом (герой Мераба Нинидзе. — Прим. авт.), хотя понятно, что все его научные мечты, идеи всей его жизни рухнут.

— Насколько вы как человек совпадаете с ней?
— В каждом персонаже есть часть меня. Конечно, работая над ролью, я всегда пытаюсь представить себе героиню как другого человека. Но… ведь сердце мое, душа моя, ум мой, тело мое… Если персонаж отрицательный, актер должен для себя его оправдать, должен понять причину его отрицательных поступков. В этом смысле мне было легко сниматься в фильме «Под электрическими облаками», не приходилось бороться с собой. Мне близка моя героиня, как и другие герои этого фильма, которые между хорошим и плохим выбирают хорошее, между предательством и преданностью выбирают преданность. Эта картина о людях, которые пытаются изменить мир и сделать его лучше.

Но есть и различие между мной и персонажем. Не думаю, что я могла бы так самоотверженно любить человека, если не чувствую, что я нужна ему настолько, насколько он нужен мне. Да, настоящая любовь — это когда ты счастлив просто потому, что любимому человеку хорошо, вне зависимости от того, с тобой он или без тебя. У меня, к счастью, такого в жизни не было. Я нужна любимому человеку настолько же, насколько он нужен мне.

Я оставила за собой единственное право — поставить знак вопроса: что было с этой женщиной до появления на экране и что будет после. Во всем остальном старалась только исполнить все указания режиссера. Я знаю Лешу с детства, мы росли рядом. Но я и представить не могла, насколько тонко он все чувствует. Дело не только в том, что он чувствует и понимает. Он умеет выразить это на экране. Бывает, артист очень обаятелен в жизни, а выходит на сцену — и его обаяние не перекидывается через рампу. Леша, которого знаю в жизни, совершенно по-новому открылся мне в работе.

— По мнению одного из рецензентов, в вашей героине можно найти черты и чеховской Душечки, и Грушеньки Достоевского. Стремились ли вы вызвать эти ассоциации?
— Мне безумно приятно, что так написали. Когда я готовилась к роли, я много чего придумывала о своей героине, много читала — в первую очередь русскую классику. Алексей Герман будто написал большой роман: фильм состоит из семи глав, я играю в одной из них. У Германа долгие кадры — на большое дыхание, каждый кадр — это как бы своя новелла внутри главы. Каждая история длится не так уж долго, но у меня есть ощущение прожитой жизни.

Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов как истинные гении давно принадлежат всему человечеству. Мне кажется, поэтому наш фильм, который основан на традициях русской классики, получился межнациональным. Когда недавно я посмотрела полную версию со звуком, возникло ощущение, что эта история могла произойти в любой стране и в любое время.

— Но сюжет не может не откликаться на то, что происходит «за окном». Судя по анонсам фильма, его сквозная тема — предощущение войны…
— Фильм не нужно присоединять к сегодняшней политической ситуации, ведь он придуман шесть лет назад, когда ни о каких нынешних раздорах не могло быть и речи. Никто не мог знать, что эти события будут. Глава с моим участием снималась на Украине, вблизи Харькова, и никакой тревоги в воздухе не было. Изначально в сценарии была военная история, но она-то как раз не была снята. Этот фильм никак не о войне (хотя доля предвидения у Алексея Германа есть), просто он совпал с сегодняшней ситуацией. Это философская притча. Эту картину ты не можешь смотреть, купив попкорн. Там надо думать, сострадать, отчасти это и документальное кино, и фантастическое, и кино про нашу настоящую жизнь.

— Одним из продюсеров был Кшиштоф Занусси. Работали ли вы с ним лично?
— С Занусси я встретилась несколько дней назад первый раз в жизни. Он сказал: «Это глубокая и тонкая работа». И эти слова перекрыли 15 лет моей профессиональной жизни. Внимание такого человека — щедрый аванс, задающий планку, которой теперь придется соответствовать 15, 20, 30 лет… Сколько мне осталось выходить на сцену и сниматься в кино, я буду стараться оправдать брошенную Занусси фразу…

— Наградой Берлинского международного кинофестиваля отметили операторов Евгения Привина и Сергея Михальчука. Можно ли сказать, что операторская работа как-то по-новому открыла вам саму себя?
— Фильм создан невероятно талантливыми людьми, которых жизнь объединила — к моей невероятной удаче. Я не могу выделить оператора, хотя безумно благодарна ему за то, как он меня снял. «Под электрическими облаками» прежде всего история Германа, под своим мощным началом объединившего всех нас. Да, премию вручают оператору, режиссеру или кому-то из артистов, но все-таки фильм это общее дело.

И в политической ситуации сегодняшнего дня важно, что отмечен фильм, объединивший Россию, Украину и Польшу, где главную роль играет грузин с немецким подданством. Это общая победа.

↑ Наверх