Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Анатолий КАРПОВ: Шахматы — это и наука, и искусство

12-й шахматный король отпраздновал свое 60-летие в Петербургской филармонии

 


«36 лет назад мы в этом зале отмечали мое чемпионство. И сейчас я здесь вижу знакомые лица своих друзей, болельщиков», — ностальгически заметил Анатолий Евгеньевич, выйдя к микрофону в юбилейный вечер.
Почетный гражданин Петербурга Михаил Бобров, в 70-е заведовавший кафедрой физвоспитания в ЛГУ, когда там на экономическом факультете учился Анатолий Карпов, вспомнил, что это был очень сильный спортивный курс: «Там учились 35 спортсменов, это был такой костяк — Толя Карпов, Таня Казанкина, Юра Тармак — они прославляли наш советский спорт!»
«Поступил я в МГУ на мехмат, — вспомнил то время и юбиляр, — но в Москве у меня были невыносимые условия, и я перевелся в ЛГУ. У меня спросили: «Будете играть за сборную университета?» И я ответил: «Буду». И перевелся в ЛГУ… Поселился я в «ГДР», недалеко от моего тренера Семена Абрамовича Фурмана, жившего в «ФРГ». Расшифровать? Это на Гражданке: «ФРГ» считался фешенебельным местом, ну а «ГДР» — не очень».
С тех пор Ленинград — Петербург для 12-го шахматного короля навсегда остался в «любимчиках». Здесь Анатолий Карпов стал гроссмейстером, выиграл у Полугаевского, Спасского, Корчного…
Улучив момент, «Вечёрка» задала пару вопросов облепленному поклонниками чемпиону.
— Как вы считаете, правомерно ли делить шахматы на женские и мужские или они не должны делиться по половому признаку?
— Нет, должны, — не задумываясь, ответил 12-й чемпион и пояснил: — Шахматы — это тяжелый труд, а наши женщины слабее мужчин. И потом… Женщины, к примеру, не могут бегать с мужчинами на одну дистанцию, у них нет физических возможностей.
— А как вы думаете, шахматы — это искусство или наука?
— Это и то и другое!
После десятков автографов — фотографии на память. «Довольны ли вы праздником?» — пытаюсь я перекричать гул голосов и по возникшей улыбке понимаю: доволен!


Байки, или совсем правдивые истории, от чемпиона


О матче с Фишером
— В 1975 году Фишер попал в не очень удобное положение. Он раньше сражался со старшими соперниками, а тут — молодой, растущий. Я тщательно готовился к матчу с Фишером. Но у него были проблемы: опоздания, а потом — чувствовалась внутри неуверенность, которую он прикрывал ультимативными требованиями. Сначала выдвинул требование играть до 10 побед, без ограничения партий. Это безумное правило — не знаю, сколько бы длился такой матч, игра могла растянуться на год… Потом Фишер сформулировал еще условия: в случае ничьей он оставляет за собой звание чемпиона мира, более того — при счете 9:9 он может остановить игру… То есть я должен был постараться сыграть партии со счетом 8:10, а отставание на два очка в таком деле — очень много. Но случилось иначе. Фишер отказался от матча, и о том, что я стал чемпионом мира, я узнал здесь, в Ленинграде, на теннисном корте…

О Фрэнке Синатре
— Это было в Лас-Вегасе, в отеле «Дворец Цезаря», где Синатра давал концерт: он так его отработал, он так реально пел! После концерта меня с ним и познакомили. Пришли к нему в номер — он выглядел очень усталым. Я сказал Синатре, что хочу подарить комплект шахмат… Певец ответил: «Я играю в шахматы, знаю ваше имя». И принял подарок. Потом я узнал, что после его смерти родственники эти шахматы продали за несколько десятков тысяч долларов. Это мы все храним, а американцы — нет, они быстро освобождаются от ненужных вещей…


Подготовила Людмила КЛУШИНА
↑ Наверх