Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Анатолий ВАССЕРМАН: Думать — очень приятное занятие

Знаменитый эрудит признался, что он вовсе не отшельник, но работать предпочитает в одиночку

Один из самых колоритных персонажей ТВ-эфира, многократный победитель турниров интеллектуалов, политический консультант, публицист и журналист, герой интернет-фольклора, Анатолий Вассерман не так часто приезжает в Петербург, но вот недавно стал гостем Международного фестиваля интеллектуальных игр «Весна в ЛЭТИ-2012», прочитал лекцию в галерее «Эрарта», а также ответил на вопросы нашего корреспондента.

Целого мира мало…

— Анатолий Александрович, что связывает вас, коренного одессита, не так давно перебравшегося в Москву, с Петербургом?
— В Питере я бываю ежегодно от двух до четырех раз. Изредка появляюсь по разным делам, но регулярно приезжаю на традиционные турниры «Весна в ЛЭТИ», а также на фестиваль «Белые ночи», который проходит в первые выходные июня. Это турниры по интеллектуальным играм, их организуют различные питерские клубы, на них бываю обязательно… Город я люблю с тех самых пор, как впервые тут оказался, а было это в июле 1972 года, и с удовольствием пользуюсь каждым удобным случаем к вам приехать. Последнее время появилась еще одна возможность побывать здесь — в связи с моими публичными выступлениями. В декабре, например, я приезжал специально на такое выступление, а сейчас совместил с турниром. Формат выступления у меня уже довольно давно устоялся — примерно полчаса-час говорю о том, что волнует меня и в то же время представляется мне интересным для аудитории, а потом от часа до двух отвечаю на вопросы зала.

— Вы уже приучили публику, что у Вассермана даже на самые традиционные понятия и явления есть свой, как правило, необычный взгляд… Есть ли у вас свой взгляд на Петербург, на то, как он развивается и куда нам дальше плыть?
— Нет, я не интересовался конкретными проблемами Петербурга, соответственно, не могу посоветовать по этому поводу ничего конкретного. Честно говоря, вообще из всех городов более-менее подробно внутригородскими проблемами я интересовался в Москве, поскольку с сентября 1995 года сотрудничаю в одной из политконсультантских групп, которая с 1998 года консультировала московского мэра. Соответственно, в московских проблемах я немного ориентируюсь, а в питерских, к сожалению, никоим образом.

— А если бы вдруг последовало такое предложение, оно было бы вам интересно?
— Сейчас я занят проблемами несколько более обобщенными, которые мне представляются первоочередными на ближайшие годы не только для России, но, пожалуй, и для всего мира. Это достаточно высокий и обобщенный уровень.

— В афишах вашей лекции в Петербурге было написано: «Встреча с журналистом А. Вассерманом»…
— На протяжении двух десятилетий я публикуюсь достаточно регулярно в различных СМИ. Но хочу отметить, что я все-таки в первую очередь публицист. Из всех журналистских профессий эта мне кажется наиболее личностной. Вышло уже три сборника моих статей. На данный момент мы вместе с моим коллегой Нурали Нуриславовичем Латыповым заканчиваем работу над книгой, собранной на основе многих наших ранних материалов. Но это будет уже довольно цельная книга, а не сборник статей — рабочее название «Острая стратегическая недостаточность».

Противостоял повторению «рыжего бунта»

— Зимой 2012 года над Россией пронесся бурный политический вихрь… Недавно Владимир Познер признался мне, что для него подобный всплеск стал абсолютной неожиданностью, как, впрочем, и для большинства аналитиков. Интересно, а вы прогнозировали что-то подобное?
— Конечно. Чего-то подобного я ожидал, поскольку уже наблюдал достаточно крупным планом «рыжий бунт» на Украине и его последствия… Я ожидал такого и с самого начала считал себя обязанным противостоять повторению этого «рыжего бунта» в России всеми средствами, какие окажутся мне доступны. Прежде всего моими публицистическими статьями и выступлениями.

— Известно, что вы поддерживали кандидата в президенты Владимира Путина. А вы консультировали Владимира Владимировича?
— Нет, никаких прямых связей не было. Я только публиковал в прессе и Живом журнале свои мысли и рассуждения по этому поводу, поддерживая того кандидата, который в итоге и победил.

— Вы один из героев Живого журнала… Он вам нужен для полной свободы высказываний?
— Там я публикую то, что не подходит в СМИ по формату. Например, просто слишком короткие фразы, которые не могут послужить полноценной статьей или которые не нуждаются в дальнейшем развитии, а понятны сами по себе. К сожалению, мест, где можно публиковать такие короткие фразы, сейчас в прессе практически нет. Вот для этого мне и нужен Живой журнал.

Отказ от миллиона — вынужденное обстоятельство

— Насколько комфортно вам в Москве, нет ли планов уехать в более тихое, уединенное место?
— Отдыхать я езжу в родную Одессу к родителям, брату, друзьям, но работать мне лучше именно в Москве. Поскольку в основном работаю дома, на собственном рабочем месте, то с большей частью московских недостатков почти не сталкиваюсь.

— Можно ли назвать вас отшельником?
— Нет, не думаю. Я общаюсь с людьми довольно часто и с удовольствием, но специфика работы у меня действительно такая, что большую ее часть делаю в одиночку.

— Как вы относитесь к самому знаменитому питерскому отшельнику г-ну Перельману?
— У меня есть свои предположения, почему он ведет себя столь странным образом. Сводится это предположение к тому, что он сейчас находится в критическом для математика возрасте. Считается, что в математике свежие идеи приходят в голову лет до 40, в лучшем случае до 45, а после этого остается только разрабатывать то, что придумано раньше. И если он по ходу работы над гипотезой Пуанкаре нащупал какие-то новые интересные идеи, то, естественно, ему хочется проработать их поглубже и ради этого он готов жертвовать любыми житейскими благами. Я не уверен, что это так, но мне это представляется весьма вероятным…

— Отказ от миллиона долларов — это эпатажность или ум?
— Мне кажется, что это вынужденное обстоятельство.

Горя от ума не было и нет

— На ТВ-экране вы удивительно спокойный, рассудительный человек... Трудно представить, что Вассерман может выйти из себя, нервничать, ругаться…
— В принципе такое бывает, но редко, мало кто может похвастаться тем, что наблюдал это зрелище живьем.

— Вы один из самых образованных и умных людей нашего времени… Скажите, от ума в жизни вам было больше радости или горя?
— Горя не было и нет. Думать вообще очень приятно. 

— Правда, что вы увлекаетесь коллекционированием оружия?
— Нет, я оружие не коллекционирую. Наш закон разрешает вооружаться только преступникам, поэтому я коллекционирую разнообразные инструменты, к каждому из которых прилагается сертификат, что это не оружие. Еще я коллекционирую игрушечные копии оружия. Но боевого оружия у меня нет и по закону быть не может.

— Вы находитесь на пороге 60-летия… Как ваше самочувствие?
— Не дождетесь!

— Ведя сидячий образ жизни, вы как-то поддерживаете физическую форму?
— Нет, к сожалению, не поддерживаю. Сидячий образ жизни мне изрядно мешает, но других вариантов пока не получается.

— Много пишут, что в молодости, поспорив с другом, вы дали обет безбрачия и до сих пор придерживаетесь его… Значит ли это, что вы отрицаете институт семьи?
— Нет конечно. Семья дает современному человеку хоть какие-то гарантии, позволяя планировать столь долгосрочные «проекты», как, например, учеба в вузе или рождение ребенка. Но мне лично жениться уже поздно, так как мой уклад жизни и многие мои привычки вряд ли будут уместны в семейной ситуации.

Беседовал Михаил АНТОНОВ. Фото Михаила САДЧИКОВА-младшего
↑ Наверх