Андреевский оркестр: балалайке доступно все
Как народный инструмент стал универсальным
Большой зал Филармонии. Все кресла пусты. Со сцены льется всегда приятный гул настраивающегося оркестра. Барабанщик постукивает по литаврам. Валторны иногда так взвоют, что можно оглохнуть. Но вместо привычных изгибов скрипок тут на сцене повсюду можно видеть острые углы балалаек. Иногда среди моря звука вдруг узнаешь отрывки из «Танца с саблями» Хачатуряна.
В каждом концерте Андреевский оркестр демонстрирует красоту звучания русских народных инструментов
Потом концертмейстер размеренно хлопает в ладоши: это значит, что репетиция сейчас начнется. Репетиция Андреевского оркестра перед юбилейным концертом «Нам — 125!».
Чайковский, русский медведь и балалайка
Андреевский оркестр уже более ста лет исполняет классику на балалайках, домрах и гуслях. У оркестра — славная история: его концерты раньше вел сам Сергей Есенин. А Василий Андреев, основатель оркестра, всю семью Николая II учил играть на балалайках: тогда как раз в моду входило все русское и старинное.
Оркестр Андреева в 1914 году был переименован в Императорский Великорусский, а его создатель был удостоен звания «Солист его величества».
И хотя возраст балалайки считается не таким уж почтенным (предполагают, что она появилась в конце XVII века, произойдя от азиатской домры) — она все равно стала таким же неотъемлемым символом возлюбленного Отечества, как водка или медведи. И судя по славе Андреевского оркестра, ей доступна любовь всего мира. «Ни один дипломат в мире не сделал столько для своей страны, сколько сделал Андреев», — писали век назад лондонские газеты.
Заслуженный артист России концертмейстер оркестра Александр Щепицын (балалайка):
— Разные необычные приемы чаще исполняются в сольной игре. Всей группой такое исполнять достаточно проблематично. Есть произведение петербургского композитора Вадима Бибергана «Русские потешки», где весь оркестр начинает хлопать. Но это — изюминки, деталь для украшения.
Это, конечно, экзотика. Есть исполнители, которые часто используют необычные приемы, — как Алексей Архиповский. Но он изначально работает в другом жанре: это что-то вроде фолк-рока. Мы же более традиционны.
Безусловно, исполнительство со времен Василия Андреева ушло далеко вперед. То, что раньше считалось недоступным, сейчас широко используется.
— А что изменилось?
— В первую очередь психология исполнителя. В XIX веке классические произведения считались неподходящими для балалайки — народного инструмента. Они годились для симфонического оркестра. А балалайка — это что-то неприличное, удел сельских жителей. Публика испытала шок, когда Андреев вывел балалайку на концертную эстраду, придал ей законченный вид, да еще и увлек этим инструментом других профессиональных музыкантов. Как он говорил — «соединил балалайку и фрак».
Павел Нечипоренко, другой великий балалаечник, который, к сожалению, умер несколько лет назад, пошел еще дальше. Он начал играть главным образом классические произведения.
— Как вообще Андреев увлекся балалайкой?
— Он сам пишет, что в своем имении случайно услышал балалаечника. Судя по записям, это был некто дед Архип.
Звучание инструмента настолько покорило и увлекло Андреева, что он решил обязательно выучиться игре на балалайке.
Потом ему понадобился профессиональный инструмент — существующие народные изделия были низкого качества. Мастер отказался делать балалайку: «Что вы, это же уронит мой авторитет среди музыкантов». С этой проблемой Андреев тоже боролся.
Владимир Фонин, заслуженный артист России, солист оркестра (баян):
— Василий Андреев создал явление, которое известно по всему миру. Что знают из русской музыкальной культуры? Чайковский и балалайка.
Но народные инструменты достаточно примитивны: у них нет ладов и маленький диапазон. На них классику не исполнишь — только какие-то напевки в одном и том же ладе.
Та самая хроматическая балалайка, которая сейчас распространена повсюду, была создана Андреевым здесь, в Петербурге. На ней стало возможно играть классику. Да и вообще любую музыку.
При этом сам оркестр был создан по типу симфонического, где есть скрипки, альт, виолончель и контрабас. И балалайки Андреев тоже разделил на приму, альт, бас и контрабас. Так же и с домрами.
Все начиналось с четырех человек со струнными. Потом их стало девять... Гастроли и концерты проходили с колоссальным успехом. И оркестр стал разрастаться. Были добавлены флейты. Баян, на котором играю я, — это уже позднейшее дополнение.
Сейчас в России существуют уже много оркестров, созданных по этому типу. Но наш был первым. Мы этим гордимся.
— Я слышал, что у вас есть какие-то уникальные способы и приемы игры.
— Способов и штрихов игры на балалайке очень много. Что-то изобрел сам Андреев, что-то — другие музыканты в процессе исполнительства… Используются гитарные приемы, бряцание, вибрато — когда идет очень красивый звук, щемящий душу...
Символично, что 125-летие Андреевского оркестра совпало с 400-летием Дома Романовых. Императорская семья высоко оценила новые тембровые качества балалайки
Между тем
Концерт в Филармонии — не последнее праздничное выступление оркестра: 10 апреля и 13 мая на сцене Эрмитажного театра состоятся концерты из юбилейного цикла «Императорский оркестр в Эрмитаже» — «Русский Штраус» и «Вариации на русскую тему». Также запланирован вечер «Музыкальные династии Андреевского оркестра». 25 апреля в Белом зале Политехнического университета на сцену выйдут дети музыкантов оркестра, победители и лауреаты международных конкурсов, продолжившие дело своих родителей. Впервые на концерте Андреевского оркестра солировать будут не домры и балалайки, а скрипка, фортепиано, арфа, флейта, фагот, кларнет, труба и ксилофон.
Метки: Музыка Из первых рук Памятная дата Концерты
Важно: Правила перепоста материалов