Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 28 октября 2020

Андрей Могучий: Открытие БДТ будет грандиозным

За последние годы мы уже успели привыкнуть к тому, что Большой Драматический театр — не на своем привычном месте. Мы встречали труппу и в ДК им. Горького, и на Малой сцене в Каменноостровском театре. Мы почти забыли дорогу туда, на набережную Фонтанки, к дому №65 с его зелеными стенами...

Кажется, наконец появился повод припомнить этот маршрут. Корреспонденту «Вечёрки» довелось это сделать не далее чем в пятницу, 25 октября. Руководство театра торжественно пригласило всех на инспекционный обход, чтобы показать: важнейший этап реконструкции здания завершен!..

Андрей Могучий (слева) и Владимир Кожин (в центре) обещали, что БДТ откроется 27 мая 2014 года.

Раскрыли старинную плитку и амуров

Журналисты гурьбой бегут следом за инспектирующими. Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, управляющий делами президента РФ президент Благотворительного фонда БДТ имени Кирилла Лаврова Владимир Кожин, вице-губернатор Василий Кичеджи — все они быстро шагают по залам, оглядывая их и комментируя увиденное. Что именно они говорят — не слышно. Что им поясняет руководитель ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Александр Шабасов — тоже не слышно. Журналисты раздражаются и просят «погромче».

В БДТ сейчас чрезвычайно холодно. И пусто. Заходим в зрительный зал. Невероятная картина партера без стульев. Только в углу стоит пара образцов будущей мебели. Традиционный синий цвет кресел, кстати, сохранится, только приобретет более теплый оттенок.

Роспись на потолке: путти с лицами зрителей из райка.

На потолке зала — роспись: пухлые крылатые младенцы-путти с лицами зрителей из райка, вокруг — цветы. Роспись, между прочим, была обнаружена после расчистки слоев позднейшего времени. Поверх путти был нарисован советский герб. Эту эпоху тоже не обидели: с герба аккуратно сняли кальку. Она будет экспонироваться в музее театра.

Кстати, о музее. Для него собираются отвести целых два зала на втором этаже. В одном из залов тоже обнаружилось открытие: под нынешними половицами раскрыли плитку начала XX века с орнаментом ар- нуво. Ее также восстановили.

Еще на втором этаже корреспондент «Вечёрки» споткнулся о маленький, незаметный, вредный порожек и чуть не расколошматил новенький планшет. Предвидя, что приткнут стопу о порожек еще многие и многие поколения зрителей, корреспондент дружески предостерегает их от падения.

Реставраторы стремились сохранить дух БДТ.

Коричневый БДТ пропал бы

— Не скрою — я испытываю сейчас сложные чувства, — сказал задумчиво Владимир Кожин. — Я был тут частым гостем. И когда мы свернули на главную лестницу, мне показалось на минуту, что нас сейчас выйдет встречать Кирилл Лавров... Мы видим как бы старый новый БДТ. Да, это тот же БДТ, к которому все привыкли. И это самое главное, потому что часто после таких масштабных реконструкций происходит подмена. Новые технологии вытесняют старый дух, старые интерьеры. Тут этого не произошло. Те же цвет, материалы... все говорит о том, что строители справились с этой очень сложной задачей. Хотя, конечно, не вся реконструкция еще закончена.

— Остались еще этапы... — подтвердил Александр Шабасов. — Я говорю о модификации театрального оборудования. Не хочу сыпать терминами, чтоб не показаться большим знатоком этих вещей. Но то, что уже сделано, — такое создавать без души невозможно. Спасибо тем, кто дневал и ночевал здесь.

— А почему тут так холодно? — не выдержал корреспондент «Вечёрки».

— Техническая необходимость, — невозмутимо ответил Шабасов. — После того как все работы будут завершены, разумеется, будет включено отопление на нормальном уровне.

Фрагмент исторической лепнины.

Он же назвал стоимость этого этапа работ: 250 миллионов рублей.

— Я знаю, что журналисты любят всякий негатив, — заявил главный художник театра Эдуард Кочергин. — Так вот, негатива у нас не было. От имени всей труппы хочу поблагодарить замечательных 

кгиоповцев. Вообще обычно художники воспринимают КГИОП как нечто негативное. Но в данном случае вышло наоборот. Нам всем активно помогли эти замечательные люди. Председатель Александр Макаров поддержал наше требование оставить театр в зеленом цвете. Хотели было перекрасить в охристо-коричневый, как в XIX веке. Не считаясь с тем, что доминантой в то время была церковь, которой ныне нет... Мы бы исчезли, пропали, если бы был такой цвет выбран.

— Работа продолжается, — рассказал Эдуард Степанович. — Шьется одежда зала — портьеры. Делается занавес. Он будет повешен в последний момент, после всего технического оснащения сцены. Его опасно вешать раньше — он испачкается, на него будет капать масло с лебедок. Мы его повесим в мае.

И если еще немножко помогут с денежкой на музей — мы уже совсем не будем сиротами.

Фасады театра останутся зелеными!

Театр должен пройти по канату

Главное, — то, что хотели услышать решительно все, — сообщил худрук театра Андрей Могучий:

— БДТ откроется 27 мая 2014 года, в День города, — заявил он без обиняков. — Тут впереди еще много работы. Вообще жизнь театра до мая не замрет, она и теперь интенсивна как никогда. Год у нас будет непростой. Планов много, все они интересные. Мы ездим на гастроли, ставим спектакли... Сразу несколько премьер у нас будет в июне, в начале следующего сезона. Но что это будет, я вам пока не скажу, — ответил он сразу на невысказанный вопрос корреспондента «Вечёрки».

— Вдобавок у нас сплошные праздники, работать даже некогда, — пошутил Могучий. — Конечно, открытие БДТ будет грандиозным событием. Что мы покажем на открытии — тоже секрет.

На этот же, 2014 год, рассказал художественный руководитель, приходится и 95-летие театра. Вдобавок БДТ отпразднует два юбилея: Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих. И еще 20 лет исполняется Благотворительному фонду имени Кирилла Лаврова.

Менее чем через год партер и ложи снова будут заполняться каждый вечер.

— Мы должны пройти по канату, — сказал Могучий. — Мы должны бережно и аккуратно пронести дух БДТ — то, что до сей поры здесь жило и что я чувствую каждую секунду. Задача наша — идти в будущее и соединить старое и новое. Потому что театр не может быть ни вчерашним, ни завтрашним. Он должен всегда быть сегодняшним. Товстоногов — это не традиции. Это новаторство и движение вперед. Вот дух БДТ. Реставрация здания закончена, а реставрация художественной программы только начинается. Но мы не хотим тянуть кота за хвост. Мы будем действовать интенсивно. У нас большие планы — например, по реорганизации этого пространства. Тут будут и музей, и нечто вроде клуба — кантина, где за чашкой кофе можно будет поразглядывать фотографии с репетиций, познакомиться с внутренней жизнью театра. Сюда можно будет прийти с детьми. Мы сможем устроить мастер-классы с великими людьми, которые до сей поры работают в театре...

Рядом, пообещал Андрей Могучий, будет устроена мемориальная зона Товстоногова. Сделают музейным пространством и гримуборную Кирилла Лаврова, и знаменитую гримерку №9, где оставили на стенах автографы Юрский, Шварц, Райкин, Шагал и даже маршал Жуков.

— Мы хотим сделать здесь зону просвещения, открытую для города, наладить с Петербургом прямой и перманентный контакт, — сказал режиссер.

На вопрос, а как именно достичь труппе той планки, которая была при Товстоногове, Могучий охотно ответил:

— В чем была сила того золотого века? Та, как писали английские газеты, «сборная СССР по театру» была вся взращена в этих стенах, а не собрана с миру по нитке. Это та традиция, которой я обязательно буду придерживаться.

↑ Наверх