«У европейцев мы можем много чему научиться!»
Закончился 23-й фестиваль «Балтийский дом»
Проводившийся под девизом «Русские!» фестиваль представил петербургскому зрителю постановки по мотивам произведений Чехова, Достоевского, Толстого и Горького в прочтении современных европейских режиссеров. Победителям вручили памятные статуэтки в виде традиционного символа фестиваля — старого фонарщика.
В номинации «приз зрительских симпатий» малой формы победила постановка «На дне» литовского театрального режиссера Оскараса Коршуноваса, приз зрительских симпатий большой формы достался «Братьям Карамазовым» Люка Персиваля, приз прессы имени Леонида Попова выиграл «Обломов» Алвиса Херманиса, приз дирекции получил «Евгений Онегин» Римаса Туминаса. В номинации «открытие» был отмечен Брам Янсен и его постановка «Смотреть на Жюли» по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Специальным призом, выполненным в виде колокольчика, за критические статьи была награждена петербургская журналистка Ольга Шервуд.
Также стало известно, что уже получен грант в размере 5 тысяч евро на постановку «Макбета» немецкого режиссера Люка Персиваля в рамках грядущего 24-го фестиваля.
Корреспондент «ВП» задал несколько вопросов генеральному директору театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергею Шубу.
— Какие тенденции характерны для последнего фестиваля?
— Актерского театра становится больше. Дело в том, что еще не так давно театр проходил такой период, когда режиссерский язык был приоритетнее, чем сейчас: часто мы могли увидеть спектакли, где вообще не было артистов – там была только декорация, свет, звук, шум. Сейчас же мы постепенно возвращаемся к актеру, и это более чем правильно.
— Какие спектакли, на ваш взгляд, наиболее ярко демонстрируют этот переход?
— Из тех спектаклей, которые были показаны на нашем фестивале, я бы назвал «Обломова» Алвиса Херманиса, «Братьев Карамазовых» Люка Персиваля. Можно отметить и «Евгения Онегина».
— С чем, по-вашему, связано возвращение к актерскому театру?
— Здесь как раз-таки все просто: человек в зале хочет смеяться и плакать, а помочь ему это сделать может только живой артист, а не три тонны электроники.
Поделился своими впечатлениями о минувшем фестивале и Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова.
— Каковы, на ваш взгляд, итоги фестиваля?
— Данный фестиваль показал нам качество и стабильность немецкоговорящих театров, а также стабильность развития европейской театральной культуры. Но я все-таки не театровед и поэтому могу просто сказать, что мне нравится в театре, а что нет. Так вот, то, что я называю именно живым театром, — сохраняется, театр работает с артистом, и в этом наше время во многом отличается от 1990-х, где множество режиссеров были увлечены формой. В смысле работы с актером я искренне восторгаюсь Персивалем, который постоянно удивляет своими художественными открытиями.
— Чему мы можем научиться у европейцев?
— Много чему! Первое, на что нам стоит посмотреть и перенять, — это их организация театрального дела, которая находится на очень высоком уровне. Дело в том, что и на фестиваль «Балтийский дом», и на Зимний театральный фестиваль Додина приехали репертуарные театры, и это нам наглядно демонстрирует: традиция, которой мы так гордимся, существует не только у нас, мы живем не на необитаемом острове. Репертуарный театр очень распространен в Европе, особенно в Германии, по духу очень близкой нам стране. И нам очень внимательно стоит посмотреть на них по той причине, что умение организовать репертуарный театр в Европе находится на очень высоком уровне. У них развита контрактная система, существует ротация кадров. Потрясает умение обеспечить работой тех людей, которые в ней нуждаются, умение обеспечить содержание тех людей, которые в ней нуждаются, но не могут ее получить.
Метки: Из первых рук Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов