Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Андрей Могучий: Я знал, что героиню спектакля должны звать Алиса!

«Алиса. Бег по кругу в двух действиях» — так называется новый спектакль, поставленный в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова художественным руководителем Андреем Могучим

Спектакль будет идти на новой сцене БДТ в Каменноостровском театре. 7 февраля прошел премьерный показ «Алисы».

Главную роль в «Алисе» играет (конечно же!) Алиса Фрейндлих.


«День начинался, как обычно, а потом — не как обычно»: стоило Алисе войти в лифт, как он застрял. А потом она и вовсе оказалась в другом месте, очень странном месте.

— Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее, — сообщает Алисе кто-то: то ли Кролик (Анатолий Петров), то ли Додо (Георгий Штиль).

Но где это — «здесь»? Что за «другое место»? Непонятно, то ли речь идет о Стране чудес Кэрролла. То ли о нашей собственной стране, в которой чудес тоже хватает. То ли вообще о стране человеческой памяти, в которой каждое событие жизни приобретает зыбкие очертания чуда — или кошмара.

Да и кто такая Алиса — тоже не совсем понятно. Это кэрролловская Алиса Лидделл? Или это Алиса Бруновна Фрейндлих, исполняющая главную роль? 

Роль героини в детстве исполняет юная Алиса Комарецкая (снова Алиса!). Время от времени она врывается в сон-воспоминание Алисы-старшей, как врываются в действие киноужастика маленькие девочки-призраки. Так что игра с современностью тут тоже идет на полную катушку. Белый кролик, например, напяливший огромную кроличью голову и взявший в руки ружье, напоминает что-то тарантиновское. Актуальные, в общем, приемы.

Но все же это больше не о «сегодня». Как говорят на сцене, цитируя все того же Кэрролла:

— Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!

— Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас наконец завтра»?

Поэтому за неимением «завтра» использовали «вчера» — прошлое, память. Воспоминания сначала, в первом действии, еще отделены от зрителей: есть партер, есть сцена. На сцене — только намеки на прошлое. Актеры говорят обиняками и каламбурами. Вещи укутаны белыми простынями.

Ко второму действию бег по кругу смещает уже и зрителей на сто восемьдесят градусов. Их приглашают пересечь линию, рассесться прямо «в зазеркалье» — на сцене. Мебель расчехлена. И актеры, оставив в покое реквизит, говорят уже не о кроличьем — о человеческом, периодически обращаясь напрямую к зрителям. Блокада. Брак. Соседи.

— Я — старомодная правдистка. Для меня этот путь — новый. Конечно, это нелегко — всю жизнь идти по одной дороге, а потом вступать на новую дорогу. Но я человек любопытный и любознательный. И мы работаем правильно, так, как требует душа. Кроме того, для нас, старушек, ролей-то нету!.. — говорит Алиса Фрейндлих. — Вообще было сложно и интересно. Андрей Анатольевич Могучий — по-мальчишески азартный человек и заражает своим азартом. Кроме того, он доброжелателен. Я люблю ласковых режиссеров.

— Была для вас это борьба с актерским материалом, Андрей Анатольевич? — спрашиваю режиссера.

— Нет, никакой борьбы. Наоборот, я как будто вернулся домой. Терминология, вопросы артистов мне были абсолютно понятны. Они острые, провокативные, они трудяги. И это совпадает с моим представлением о театре. Я встречал такие же правильные актерские ансамбли, например в Польше. И они работают по той же методе.

О чем это все? Создатели спектакля, режиссер Андрей Могучий, драматурги Сергей Носов и Светлана Щагина, уверяют, что имя героини Алиса непосредственно к Алисе Бруновне отношения не имеет. Уверяют с некоторым кокетством даже, подчеркнуто. Как в фильмах пишут: «Любые совпадения с реальными людьми случайны». 

— Я не помню точно, как это началось. Был мозговой штурм. Сперва была просто пьеса о человеке, и я знал, что человека должны звать Алиса. С этим я и пришел к актерам, — рассказывает режиссер Андрей Могучий. — Конечно, нельзя говорить, что это история кого-то одного из нас. Это симбиоз коллективного, универсального опыта. Моего, актеров, которые рассказывали истории про себя. Все смешалось, и в одном монологе могли соединиться три разных сюжета, каждый из которых при этом вполне документален. Мы уже почти родственники, и я уже не помню, где чья история.

— Но то, что спектакль называется «Алиса», — насколько все-таки это привязывает сюжет к вам, Алиса Бруновна?

— Как говорится в начале спектакля, «я заложница своего имени, как и все Алисы на этой земле». Я себя совсем не ассоциирую с кэрролловской Алисой, это было бы просто хамством с моей стороны. Но разумеется, какой-то ветерок тут прошел — мол, есть в театре такая тетка по имени Алиса. О, давайте что-то такое сделаем! А потом что-то зарифмовалось и с Кэрроллом. Но это… Это все прожитое. 

Никаких буквальных рифм с жизнью тут нет — а то вы мне сейчас, пожалуй, припишете четырех мужей моей героини!.. Но тут есть жизненные интонации, воспоминания, ассоциации, — отвечает мне Алиса Фрейндлих. — В общем, это...

— Мистификация, — заканчивает режиссер Могучий.

***

Помимо народной артистки СССР лауреата Государственных премий Алисы Фрейндлих в постановке принимают участие другие известные артисты БДТ: народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии Валерий Ивченко, народные артисты России Геннадий Богачев, Георгий Штиль, Ирутэ Венгалите, заслуженные артисты России Евгений Чудаков, Андрей Шарков, Анатолий Петров и Сергей Лосев, а также молодые актеры театра — Варвара Павлова, Нина Александрова, Екатерина Старателева, Ричард Бондарев, Евгений Славский, Сергей Галич. Художникпостановщик спектакля — лауреат премии «Золотая маска», главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова Мария Трегубова, художник по костюмам — Евгения Панфилова. Музыку к спектаклю написала молодой петербургский композитор Настасья Хрущева. 

Фото предоставлено пресс-службой БДТ
↑ Наверх