Андрей Прошкин: Допущения возможны, но все они тщательно выверены
Сегодня в широкий прокат выходит редкий в последнее время для отечественного кинематографа фильм — историческое полотно «Орда»
Незадолго до петербургской премьеры режиссер фильма Андрей Прошкин приезжал в Петербург, чтобы лично представить свое детище в кинотеатре «Синема Парк Радуга».
Андрей Прошкин готов приступить
к новому «безбашенному» проекту
— Андрей Александрович, расскажите об идее возникновения этого фильма.
— Поначалу существовал сценарий Юрия Арабова о жизни святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси. Личность невероятно самобытная, а сама тема — очень глубокая. Понятно было сразу, что перенести всю многогранную жизнь Алексия на экран будет достаточно сложно, поэтому по мере приближения непосредственно к работе над картиной ее литературная основа постепенно претерпевала изменения. Решено было сконцентрировать внимание на одном, достаточно ярком этапе из жизни этого человека. Выбран был эпизод, когда святитель отправился в Золотую Орду, чтобы совершить чудо.
— Существует ли какой-то «посыл» у вашего фильма?
— Не хочется отвечать на этот вопрос. И вот почему. Мне нравится фраза Киры Муратовой: «Режиссер должен снять фильм и заткнуться». Правда: комментировать свою собственную работу — дело неблагодарное. Ведь каждый волен трактовать произведение искусства по-своему. Я хочу дать зрителю такую возможность.
— Название «Орда» появилось у проекта сразу?
— Честно говоря, нет. Когда мы только приступили к работе, у ленты было другое название — связанное с именем нашего главного персонажа — «Святитель Алексий». Правда, мы отдавали себе отчет в том, что это название рабочее. После того как мы представили часть отснятого материала на Первый канал, нам предложили переименовать фильм в «Орду». Пожалуй, это первое ценное предложение, которое поступало мне когда-либо от Первого канала (улыбается).
Максим Суханов исполнил в фильме роль митрополита Алексия
— Как обстоит дело в вашем фильме с исторической правдой?
— Когда мы говорим о XIV веке, ошибиться трудно — ведь нам все известно доподлинно, существует масса доступных источников (улыбается). Если же говорить серьезно: разумеется, и в сценарии, и в фильме множество всякого рода допущений, основанных при этом на серьезных научных изысканиях. У нас были достаточно маститые, профессиональные консультанты, которые стремились объяснить творческой группе все исторические нюансы до последних мелочей. Но я как постановщик понимаю: когда затрагиваешь столь глубокие пласты истории, какие-то предположения, допущения вполне возможны. Однако все они тщательно выверены, поэтому именно за данный аспект ленты я не переживаю — мы сделали все, что могли.
— Впечатляют костюмы «Орды». Расскажите об их создании…
— Наш художник по костюмам Наталья Иванова очень много литературы изучила и специально отправилась за тканью для костюмов в Индию. Как выяснилось, это оказалось дешевле, нежели покупать материал у нас. Впоследствии Наталья Иванова сделала еще одну необычную вещь — использовала в качестве лицевой изнаночную сторону материи. Именно поэтому костюмы смотрятся очень самобытно. Их для фильма было сшито более тысячи. Но существуют и подлинные эксклюзивы. Например, облачение, в котором митрополит Алексий в исполнении Максима Суханова проводит службу, весит 20 килограммов, а украшения его настоящие, кованые.
— Декорации тоже уникальны?
— В первый и, возможно, последний раз (улыбается) я работал над фильмом, дававшим возможность воплотить на экране все, что мы задумывали. Это в полной мере и даже прежде всего относится к его оформлению. Художник-постановщик Сергей Февралёв очень добросовестно подошел к выполнению своей задачи. Для «Орды» были специально построены два города — Москва середины XIV века на берегу Клязьмы во Владимирской области и Сарай-Бату, столица Золотой Орды, правление хана Джанибека. В павильонах «Мосфильма» был воссоздан интерьер Успенского собора.
— Где и сколько времени проходили съемки?
— Большую помощь в процессе создания фильма оказал Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Основная работа велась на юге Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находился город Сарай-Бату. Декорации строили почти год, они заняли площадь около двух гектаров. Непосредственно съемочный процесс длился 76 дней, разумеется, с перерывами.
— На каком языке говорят персонажи?
— На карачаево-балкарском, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде.
— В то же время с экрана звучит современный русский язык. Возможно, нужно было, чтобы герои говорили на древнерусском?
— Мы думали об этом. Но потом решили: разговоры на древнерусском придется дублировать, а поскольку этот язык очень похож на современный, дубляж будет сбивать зрителей, мешать восприятию. Поэтому решено было русский язык не трогать, не такой уж он в фильме кричаще современный (улыбается).
— Сложно ли было проводить кастинг актеров?
— С основными исполнителями мы определились достаточно быстро, хотя, конечно, споры были, и немалые. Что же касается персонажей второстепенных, на их поиски мы отправились в Якутию, и там были потрясены обилием невероятно фактурных исполнителей блестящей актерской школы. Просто глаза разбегались. Алексея Егорова, Федота Львова и Иннокентия Дакаярова мы разыскали именно там. Когда один известный режиссер посмотрел «Орду» на Московском кинофестивале, он подошел ко мне и сказал: «Какой у тебя хан! Всем на зависть». Приятно такое слышать. Я действительно горжусь многими актерскими работами. Максим Суханов в роли митрополита, отправившегося в Орду, чтобы исцелить ослепшую мать Джанибека, ханшу Тайдулу, Роза Хайруллина в роли ханши — все-таки самые яркие в фильме. Оба смогли создать невероятно глубокие образы.
— Роза Хайруллина — новое имя на актерском небосклоне?
— В Москве ее уже знают хорошо. Она приехала в столицу из Татарстана, играла в «Табакерке», а сейчас репетирует новую роль в МХТ (Петербург знает Розу Хайруллину по роли короля Лира в «Приюте комедианта». — Прим. ред.).
— А какие планы лично у вас?
— Есть один немного «безбашенный» проект (улыбается). Думаю сейчас заняться именно им.
Между тем
Премьер-министр России Дмитрий Медведев провел заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Глава кабинета признал, что, несмотря на активную поддержку государства, «практически во многом происходит деградация». Российские фильмы все больше вытесняются зарубежной, преимущественно голливудской продукцией.
Медведев напомнил о льготных условиях финансирования отечественных кинопроектов и нулевом НДС для кинотеатров, введенных для сохранения отечественного кинематографа на внутреннем рынке. «Надо откровенно констатировать: эта задача не решена, не получилось», — заключил глава правительства.
Он предложил разработать новые формы мотивации для российских кинопроизводителей и кинопрокатчиков для того, чтобы увеличить число отечественных картин на рынке, которое в прошлом году упало до 16 процентов.
И это при том, что «общий объем средств на отечественное кинопроизводство в 2011 году составил 6,6 миллиарда рублей».
Фото Андрея СТЕПАНОВА