Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Андрей Сигле: Даже посреди праздника нужно помнить о том, что где-то не все в порядке

Накануне дня рождения А. С. Пушкина на Мойке вручали художественную премию «Петрополь»

Одним из лауреатов стал Андрей Сигле, получивший премию как композитор, написавший музыку к картинам Александра Сокурова. Естественно, «Вечёрка» не могла не поздравить своего давнего товарища, а заодно и разузнать у него о том, как же рождается музыка к фильмам. 

— Андрей Рейнгардтович, почему премия «Петрополь» вам особенно дорога?
— Начнем с того, что любая премия не только для меня, но для каждого награжденного очень важна. Дело в том, что, когда награждают деятелей культуры и искусств, это означает, что их деятельности уделяется внимание, означает, что они нужны. И пусть даже ругают — это тоже хорошо. Главное, чтоб не молчали. Для меня же, как для композитора, эта премия важна особенно, так как сейчас я по большей части занимаюсь продюсированием, и эта деятельность отнимает много времени. 

— Как же вы поддерживаете баланс между деятельностью творческой и продюсерской? 
— Это не всегда легко. Но творчеством можно заниматься и будучи продюсером. Тем более, поскольку я работаю в жанре интеллектуального авторского кино и имею дело в первую очередь с художниками, создающими свои полотна, мне проще находить с ними общий язык. Музыку же я пишу ночами, когда затихает городская суета, оставаясь наедине с фильмом и своими мыслями. 

— Как же пишется музыка для фильмов?
— Раньше я всегда работал исключительно с готовым фильмом, поскольку, как вы наверно догадываетесь, сценарий до окончательной версии монтажа проходит путь длиною в жизнь, и порой на выходе получается совсем другое кино, нежели замышлялось. Но работа над всеми последними картинами начиналась исключительно со сценария, и мне приходилось жить бок о бок с создателями картины, отслеживая каждое крошечное изменение в фильме. Этот вариант работы мне показался даже более интересным, чем написание музыки к готовому продукту, потому что ты начинаешь жить картиной, знаешь уже всю историю болезни, понимаешь все нюансы. Дело в том, что музыка в кино — это прежде всего драматургия, и пусть Томас Манн говорил, что драматургия — вещь неблагодарная, но музыка в фильме помогает выстроить драматургические линии, точнее расставить акценты. Поэтому, когда ты видишь все сильные и слабые стороны в картине, то с помощью музыки можно сделать ее лучше. 

— Как построен ваш творческий процесс? Чашка кофе, может быть, сигарета?
— Я не курю, а вот без кофе не обходится, так как работаю ночью. Главное, чтобы вокруг было тихо и спокойно. Перед глазами любимый фильм, над которым ты работаешь. Фильм необходимо любить, ведь без чувств к нему музыку написать не получится. Хотя мне приходилось писать музыку к фильмам, которые были мне не по душе.


— Только хотел спросить, как вам удавалось писать музыку к фильмам, которые вам не нравятся…
— Я подходил к ним как врач: я видел проблему и пытался решить ее музыкой. Врачи же не выбирают, кого им лечить, все пациенты для них одинаковы. Хотя в последнее время у меня появилась возможность выбирать картины, с которыми я буду работать. И это, конечно, дает толчок для творчества, для некой магии, когда перед тобой содержательное кино, когда ты понимаешь все нюансы, каждый поворот сюжета, когда тебе ясна мысль режиссера. Одно удовольствие так работать!

— Что вас обычно вдохновляет? Может, вы где-то черпаете идеи, слушая каких-либо композиторов?
— Я черпаю вдохновение в самой картине, смотрю и понимаю, какая музыка здесь нужна: где нужна именно какая-то композиция, где нужны шумы, где нужна смесь музыки и шумов.

— Не могли бы рассказать о шумах в музыке для фильмов? 
— На картине всегда работает звукорежиссер, который занимается звуковой палитрой фильма. Но есть такие моменты, где требуются шумо-музыкальные композиции, где шумы превращаются в музыку. Я этот прием достаточно часто использую. Суть его в том, что некий шум становится источником тона. Затем шумы складываются в определенную гармонию. Это я и называю шумо-музыкой. Атональная же музыка появилась совсем недавно. В свое время Бах хорошо укрепил тональную музыку своим «Хорошо темперированным клавиром», до него же музыка была отчасти атональной. Атональная музыка несет в себе огромный выразительный эффект, отсутствие темперации расширяет интонационные возможности музыки. 

— У вас наверняка есть любимая картина, где звучит ваша музыка, которую вы считаете лучшей своей работой…
— Я верю, что лучшие работы у меня впереди. Сказать что-то конкретное очень сложно. Каждая картина, над которой я работаю, — это большая история любви, и поэтому сказать, что вот ту я люблю меньше, а вот ту — больше, не получится. Хотя есть фильмы, которые давались легче, чем остальные. В этом плане мне очень нравится работать с Александром Сокуровым, потрясающими получились картины «Телец», «Молох», «Александра», хорошо работалось со Светозаровым. Каждый фильм — это отдельная жизнь, отдельный эпизод, и все они не похожи друг на друга. 


— Бывают ли у вас ситуации, когда «мысль не идет»?
— Бывают, конечно. Я обычно откладываю эту часть работы в сторону, потом возвращаюсь. Нельзя себя ломать и вымучивать, это будет слышно.

— Есть мнение, что музыка в кино утрачивает свою драматургическую силу, становится просто фоном…
— Это даже не тенденция, так всегда было. Фильмы, в которых музыка настоящая, весьма редки. Например, есть американская традиция музыки кино — она как подушка, на которой сидит толстый мопс! То есть большой слой музыки, на которой располагается сама картина. Хотя есть и шедевры, например, тема «Шиндлера» — она настоящая. У Морриконе иногда бывают шикарные мелодии, не те, что раскручиваются в качестве отдельных шлягеров, а именно его музыка в фильмах. 

— Раз мы заговорили о кино, то как не спросить вас про российский кинематограф… 
— Он безнадежно болен. И главная его проблема в том, что он не является бизнесом. Он сидит на игле госдотаций, и из огромного количества фильмов, которые производятся, окупаются пять-семь. Это катастрофа. Воображение рисует образ больного на лекарствах. Хотя мне кажется, что это проблема не столько фильмов, сколько системы проката. Но зато с музыкой в кино у нас все хорошо — есть множество талантливых композиторов, работающих на мировом уровне.

— На самом деле очень приятно вас поздравлять с наградами, а не депрессивно обсуждать судьбу «Ленфильма»...
— На самом деле о «Ленфильме» необходимо говорить. Сейчас вокруг него все успокоилось, затихло, но вопрос, к сожалению, не закрыт, ситуация ведь осталась такой, какой и была. И проблема не только в необходимости ремонта. Проблема в том, что простаивает команда профессионалов, а режиссерам нельзя не снимать фильмов, они теряют навыки. Профессионалы уходят со студии, а некоторые и из профессии вообще. Таким образом, наше кино теряет кадры. Поэтому даже посреди праздника нужно помнить о том, что где-то не все в порядке.

↑ Наверх