«Ангел неба» — против уплотниловки
На Петроградской стороне в историческую среду вторгнется очередной бизнес-центр. Он перекроет вид на памятник женщинам-блокадницам, бойцам МПВО
Массивный бизнес-центр встанет на углу улиц Кропоткина и Кронверкской — позади бывших Белозерских бань, уже переформатированных в офисное здание. Владелец один — компания «Империя», активно превращающая в бизнес-центры бывшие промышленные здания и бани Петроградской стороны.
Памятник на брандмауэре навсегда закроет махина очередного стеклянно-бетонного бизнес-центра.
Начинающаяся стройка тревожит местных жителей — те опасаются за фундаменты своих домов и за общие неудобства от грохота и пыли. «Мы в положении людей, которым встали на голову, — жалуются горожане прессе. — Улицы перекрыты строительными заборами. Одновременно городу понадобилось здесь же чинить водопровод, ремонтировать проезжую часть. Нигде нет прохода. Надо найти способ прекратить это безобразие».
Местные жители ссылаются на пример устройства сквера имени композитора Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, 28. Там именно таким — мемориально-озеленительным образом — пять лет тому назад не дали осуществиться уплотнительной застройке.
Здесь надежда — на брандмауэр дома на углу Кропоткина и Кронверкской. На нем к 300-летию Петербурга была установлена скульптурная композиция: памятник женщинам-блокадницам, бойцам местной противовоздушной обороны (МПВО). У горожан эта бронзовая женская фигура, в темное время суток предстающая в лучах прожекторов, получила название ангела-хранителя ленинградского неба.
Мемориал — не из разряда художественной самодеятельности жилконтор, тяготеющих к раскраске брандмауэров. Изящный и лаконичный, он еще в 2000 году был одобрен художественной секцией Градсовета. В 2001 году в Доме журналиста на Невском прошла выставка проектных разработок. Памятник, призванный стать символом памяти и благодарности всем женщинам, защищавшим блокадный Ленинград, создавался в обстановке общественного обсуждения. Его авторами стали скульптор Лев Сморгон и архитектор Игорь Матвеев. Памятник открыли в мае 2002 года, и за десять с лишним лет он стал неотъемлемой частью этого пространства Петроградской стороны. Женская фигура, расположенная на брандмауэре с одним окошком — своего рода символе ленинградских исторических дворов, — перекликается с ангелом Петропавловского собора.
— Может быть, и возникнет такая ситуация, что придется перенести памятник на другое место, — размышляет Лев Сморгон, один из старейших художников Петербурга. — Но это все будет не то, неправильно. Будет некрасиво и будет противоречить вкусу...
Формально к застройщику не может быть претензий — он получил это место от городских властей, теперь оно — его частная территория. Архитектор Игорь Матвеев, соавтор памятника, подчеркивает, что все происходит по закону.
— В правовом поле претензий нет, — говорит Игорь Дмитриевич. — В Градостроительном кодексе РФ нет таких терминов, как среда, масштаб, композиция.
А именно среда памятника и будет утеряна, когда его загородит махина бизнес-центра. «Сооружение немасштабное, грузное, новая доминанта этого пространства», — характеризует его Сергей Лунц из градозащитной организации «Живой город».
— От охранной зоны Петроградской стороны остался небольшой фрагмент — Петропавловская крепость и Александровский парк. Граница этой зоны проходит по Кронверкскому проспекту, — поясняет Людмила Семыкина, возглавляющая Петроградское районное отделение ВООПИиК. — Далее ничто не препятствует уплотнительной застройке.
У жителей Петроградской стороны, к которым пришла очередная уплотниловка, еще остается надежда на то, что их пространство как-то да защитит «ангел ленинградского неба». В минувшую субботу перед брандмауэром прошла акция художников, призванная привлечь внимание властей города к очередному градостроительному конфликту в исторической части Петербурга.
Метки: Про Петербург Ремонт Архитектура Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов