Ангелы и демоны
В октябре и ноябре в Петербурге проходит «Лермонтов-фест», посвященный 200-летнему юбилею Лермонтова
Многодневный лермонтовский марафон объединяет множество событий, площадок, участников. В программе фестиваля — экскурсии, творческие вечера, лекции, кинопоказы, костюмированные представления, спектакли, мастер-классы в библиотеках, музеях, на театральных и выставочных площадках.
«Печальный Демон, дух изгнанья...».
В рамках фестиваля в Атриуме Главного штаба на прошлой неделе состоялась премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» в постановке Виктора Высоцкого.
В спектакле задействованы артисты Мариинки, Театра Консерватории и московской «Геликон-оперы». За дирижерским пультом стоял народный артист России Сергей Стадлер. Он же предварил спектакль небольшим вступительным словом о Лермонтове и о незаслуженно мало исполняемой, по мнению маэстро, опере Антона Рубинштейна.
Демон — Михаил Никаноров из московской «Геликон-оперы», мало известный петербургской публике, оказался впечатляющим бассом-баритоном и блестящим драматическим актером. Облаченный в черный плащ, он великолепно «прононсировал» мизантропические стихи Лермонтова и был более чем убедителен в роли «духа изгнанья».
Оркестр не всегда давал певцам возможность высказаться. Маэстро Стадлер, совершенно волшебно управлявший скрипками, виолончелями и гобоями, очевидно, не всегда вспоминал о певцах, чьи возможности — за исключением Демона, и, может быть, Тамары — были весьма скромны.
Сергей Стадлер перед спектаклем сказал несколько слов о Лермонтове и опере «Демон».
Присутствовал экран, на котором крупным планом показывались протагонисты действия. Была возможность показывать на стене текст, пропеваемый солистами, что было бы весьма кстати, так как по двум указанным выше причинам не все слова были различимы. Однако этой возможностью г-н Высоцкий, постановщик спектакля, не воспользовался. Вместо текста пропеваемых слов на стене отображались четверостишия Лермонтова из начала поэмы.