Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Коран и Библия одним уроком

Корреспонденты «ВП» побывали на занятии по основам религиозных культур в обыкновенной петербургской школе

В этом году Петербург присоединился к всероссийскому эксперименту. Пятиклассникам в городских школах начали преподавать основы религии. Правда, в большинстве городов, которые уже «экспериментируют с религиями» (а их больше 20), курс разбит летними каникулами. То есть начинаются уроки у школьников в последней четверти 4-го класса, а продолжаются уже в 5-м классе. В Петербурге занятия решили начинать с 1 сентября. Для эксперимента выбрали 21 школу, по одной в каждом районе. В Выборгском основы религии ввели в общеобразовательной школе № 76. Кстати, в этом учебном году она открылась после капремонта, о чем и рассказывал «ВП» 1 сентября. Теперь же наши журналисты наведались в школу на урок 5-го «а» класса по основам мировых религиозных культур.

Священное писание как книга о науке
У 30 учеников в 5-м «а» по средам — «Основы светской этики». Общие знания о том, что такое религия или культура, они уже получили. Сегодня изучают священные книги — Библию, Коран, Талмуд.

Свет в классе выключен. Работает видеопроектор. С ноутбука учитель Наталья Баглай запускает слайды.
— А вот что Валерий Брюсов написал о Библии, — зачитывает Наталья Петровна. — «О, Книга книг! Кто не изведал в своей изменчивой судьбе, как ты целишь того, кто предал свой утомленный дух — тебе! В чреде видений неизменных как совершенна и чиста твоих страниц проникновенных младенческая простота!» Как вы поняли эти строки?
Пятиклассники задумчиво молчат.
— Это книга о Боге, — доносится предположение от ученика с задней парты.
— Мне кажется, это книга об Иисусе Христе, — выдвигает свой вариант девочка, сидящая неподалеку.
— Давайте-ка я еще раз зачитаю текст, а вы слушайте внимательно, — предлагает учительница.

Действительно, со второго раза появляются новые варианты: книга про мудрость, книга со знаниями, книга о науке. Наконец один из детей озвучивает правильный вариант о том, что эта книга «целит каждого», то есть подходит для любого человека, не разделяет, а объединяет своих читателей.
То же самое через пять минут детям рассказывают о Коране, а позже и об остальных священных писаниях.

Дети готовы читать Коран под лупой
— А у меня дома есть Библия, — подняв руку, сообщает одна из учениц.
— И у меня, и у меня, — присоединяются еще человек семь.
— А у меня — с картинками! — делится другая девочка.
— Это специальная детская Библия, — поясняет Наталья Петровна.
— У меня дома есть Коран, и еще хранятся исламские фигурки, — говорит соседка обладательницы детской Библии.
— Яна, а тебе его читают? А что в нем написано? А там картинки есть? — с интересом реагируют остальные.

Тут учительница как раз запускает слайды о Коране. Суть Корана тоже передается через поэзию. Такие строки Омара Хайяма появляются на экране: «Закрой Коран, свободно оглянись и думай сам, добром всегда делись и зла не помни». Вывод, на который аккуратно, но настойчиво намекает учительница: тот, кто добр и делится добром с окружающими, становится светлее.

Следующий слайд — снимок самого маленького в мире Корана размером, в прямом смысле этого слова, с ноготок. Текст в этом варианте священного писания нанесен на странички лазером и отлично читается через лупу. Дети говорят, что с удовольствием почитали бы.

Существует ли Ангел-Хранитель?
Наталья Баглай к тому же попутно применяет интересную «образовательную хитрость». Направлен этот приемчик на то, чтобы дети сто раз подумали, прежде чем когда-либо произнести ругательное слово.

На экране появляется изображение очень красивого ангела, примостившегося за спиной неряшливого мальчика с недобрым лицом. Тут же учительница рассказывает детям трагичную историю, созданную поэтессой Татьяной Шороховой, о том, как «мальчик Вова сказал плохое слово» и теперь ангел-хранитель плачет у него за спиной.

Ученики начинают бурно осуждать Вову, который обидел собственного ангела, одна из девочек критично замечает:
— А ангел точно есть?
— Да есть, конечно, о чем ты! — возмущаются остальные.
— А почему его не видно? — не унимается девочка.
— Так он же у тебя всегда за спиной, потому тебе и не видно.
— Тогда почему мне ваших не видно?
— Так он же для всех остальных — невидимый.
Возражения на такой бесспорный аргумент у девочки не находится, и она согласно кивает. Разобрались между собой. Учительница же вздыхает с облегчением: все-таки ей нелегко было бы найти подходящий ответ на такой вопрос.

— Я сделала так: на одном из первых занятий объяснила ученикам, что есть мир вещей и мир идей, и эти два мира мы с ними четко разграничили, — объясняет чуть позже Наталья Баглай. — Вещи, в отличие от идей, можно увидеть, потрогать. Но и идеи очень важны. Дети поняли это. А глобально сформировать свои представления о мире, Вселенной, религиях, жизни после смерти и прочем им еще предстоит. В курсе истории, которую, кстати, тоже веду я, они многое узнают об идеях. На биологии, географии, астрономии им расскажут о мироустройстве. И так далее. В итоге одни верят в Бога, другие — в инопланетян, третьи ограничиваются уверенностью в том, что человек произошел от обезьяны. Предмет мировых религиозных культур скорее призван развивать в них толерантность.

Родители выбрали этику и общие основы
Вот и этот урок завершается появлением на доске интересной схемы, возможно не на 100 процентов верной в теоретическом смысле, но действительно развивающей толерантность. В центре — названия четырех священных писаний: Коран, Новый завет, Ветхий завет, Талмуд. Правее — три вероисповедания: христиане, мусульмане, иудеи. И все они переплетаются, объединены линиями.

— Христиане почитают Новый и Ветхий заветы, иудеи — Талмуд и Ветхий завет, а мусульмане — Коран и оба завета, так что сами видите: между разными народами гораздо больше общего, нежели различий, — заключает учительница, стоя у доски, и переключает слайд. — А вот перед вами карта с отметками на территориях, на которых преобладают те или иные вероисповедания.

Дома детям предстоит изучить фотографии храмов и священных мест в разных странах. Эти снимки у каждого из них на дисках. CD вместе с учебниками школам предоставили в рамках эксперимента. Для родителей тоже привезли специальные брошюрки, так называемые «Учебники для родителей», с советами, чем можно помочь ребенку во время подготовки к урокам. Книжечки раздали на родительском собрании. Там же, на родительском собрании, взрослые решали, чему именно будут учить их детей. В 5-м «а» остановились как раз на основах мировой религиозной культуры, в 5-м «б» — на основах светской этики. Все хотели выбрать что-то максимально общее, просвещающее и развивающее. А вообще на выбор предлагается шесть направлений. Кроме двух вышеперечисленных это еще основы исламской, православной, иудейской и буддийской культур. Любой из этих курсов начинается одним и тем же уроком, общим для всех. И название этого занятия «Россия — наша Родина». 

 

Прямая речь
Председатель комитета по образованию Ольга Иванова:
— Мы хотим попробовать, посмотреть, какой выбор сделают родители и учащиеся. Мне кажется, это важный предмет, нам не хватает духовного, нравственного развития. Поэтому мы решили стать участниками эксперимента. Съездили в Вологду, посмотрели, как этот предмет изучают там в последней четверти 4-го класса и первой четверти 5-го, и приняли решение проводить эксперимент в течение одного учебного года в 5-м классе.

Ирина ПАНКРАТОВА
↑ Наверх