Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 21 ноября 2018

«Антикризисный» троллейбус: без «рогов» и кондукторов

Чиновникам презентовали возможности необычного вида транспорта

«Господа, садитесь в троллейбус без рогов», - раздалась команда. И чиновники, участвующие в объезде Невского района, послушно поспешили занять места в салоне. Так состоялось их знакомство с работой единственного в нашем городе троллейбуса, работающего на аккумуляторных батареях.

Обычно троллейбус №11 ходит от Смольного на Васильевский остров. Но на этот раз для демонстрации возможностей новых технологий он прокатил глав комитетов и представителей районной администрации по проспекту Обуховской обороны.

Надо сказать, что пока троллейбус «шел под проводами», в салоне старались говорить вполголоса, так как все ждали момента, когда произойдет переключение от «усов» на аккумуляторную батарею. Но на самом деле, когда этот момент произошел, никто не заметил. Спохватились только тогда, когда этот новый вид транспорта помчался вдоль набережной Невы, а удивленные автомобилисты, которых обгонял «безусый» троллейбус закрутили головой: проводов нет, а он едет!

Автолейбус в единственном экземпляре

Представители троллейбусного парка, участвующие в этой презентации, пояснили, что такой троллейбус может проезжать без «подзарядки» до 30 километров. Принцип действия его литиевых батарей, расположенных на крыше, очень похож на то, как работают аккумуляторы в обычных ноутбуках и телефонах. Только это уже явно следующее поколение. Емкости троллейбусных аккумуляторов хватает часа на три, а вот подзарядиться они могут всего за несколько минут, стоит только подсоединиться усами к традиционной сети.

Таких характеристики позволяют этому виду транспорта, который кстати иногда назыают электробусом или даже автолейбусом, без проблем использоваться как в историческом центре, так и в новостройках, куда электросети еще не дотянулись. Однако пока этот новый вид транспорта на наших улицах представлен в единственном экземпляре. Почему?

Дорогое удовольствие?

Оказалось, что существует две проблемы. Одна из них качество аккумуляторных батарей. Специалисты рассказали, что на одной из опытной модели были поставлены батареи китайского производства, которые неплохо себя показали во время испытаний в других городах. Но, когда троллейбус, оснащенный ими, покатил по улицам Петербурга, то была замечена закономерность с течением времени период их работы становился все короче и короче. Поэтому теперь предстоит выяснить: то ли слякотная питерская погода так повлияла на их работу, то ли надо что-то менять в их конструктиве. Кстати, троллейбус, который сегодня ходит на Васильевский остров, оснащен уже литий-ионными аккумуляторами российского производства, они выпущены на одном из дочерних предприятий РОСНАНО. И как заметил советник вице-губернатора Игоря Албина Владимир Федоров, этот опытный образец показал себя нормально.

Вторая проблема цена такой машины она выше, чем традиционного троллейбуса на 3-4 млн. рублей и составляет порядка 12 млн. рублей.

Экономим на кондукторах

В сегодняшних экономических условиях это уже не по карману. Однако чиновниками рассматривается решение, при котором такие деньги можно было бы найти. Например, с помощью установки в салонах терминалов по оплате проезда.

В качестве эксперимента, на троллейбусном маршруте № 8, на двенадцати машинах уже установлены такие терминалы, что позволило отказаться от услуг кондукторов. Эксперты подсчитали, что, если оснастить такими платежными системами весь пассажирский транспорт города, то за год можно будет сэкономить до 1,5 млрд. рублей за счет экономии на оплате труда кондукторов. 

Достоинства и недостатки автоматов

Однако, как выяснилось, новый способ оплаты также имеет свои достоинства и недостатка. Говоря о недостатках, Владимир Федоров, отметил то, что горожане в троллейбусах без кондуктора, порой забывают о том, что они должны сами подойти к автомату и оплатить проезд.

«Без жесткой системы контроля система автоматической оплаты проезда не работает»,  заметил он.

Кроме того, оказалось, что и сами эти аппараты далеко не совершенны. Например, одним из первых в троллейбусах был установлен платежный терминал чешского производства, который не выдавал сдачу. Мы сами были свидетелями, как один из специалистов комитета по транспорту, чтобы продемонстрировать принцип его работы опускал десять рублей, а машина их выплевывала. Потому что ей для ровного счета надо было только восемь.

Впрочем, по словам Владимира Федорова, сегодня в салонах троллейбусов уже установлены автоматы нового поколения, которые «умеют» давать сдачу при оплате проезда даже с крупных бумажных купюр. Кстати, это уже питерская разработка  банкоматы сделаны компанией, которая специализируется на производстве турникетов для метро.

Предполагается, что эксперимент по апробации нового вида подвижного состава в Петербурге будет продолжаться. И если он будет признан успешным, то следующим шагом станет комплексное решение о развитии в нашем городе троллейбусов- гибридов. Кстати, если это произойдет, то Петербург может стать первопроходцем в этом деле, так как на сегодняшний день в России подобные троллейбусы-гибриды используются только в одном городе Новосибирске.

↑ Наверх