Анвар Либабов: Я горжусь тем, что был ветеринарным врачом
Известный актер-мим рассказал, как поменял профессию
Этого слегка наивного, чудаковатого человека единожды увидевшие (на сцене или в кино) узнают потом сразу. Характерная внешность и недюжинный талант сделали его любимым зрителями клоуном, мимом, артистом. Анвар Либабов, актер Театра «Лицедеи», — это сегодня. А начинал свою профессиональную деятельность Анвар отнюдь не в театре. Его первое рабочее место — ветеринарный врач в колхозе имени И. В. Мичурина в Калининской области. Затем — совхоз «Ручьи», ферма «Лаврики» в Ленобласти. И только несколько лет спустя, в 1987 году, началась карьера актера-мима. С этой страницы биографии Анвара и началась наша беседа.
— Анвар, многие люди вашей профессии не любят упоминаний о доактерских этапах биографии. Вы же никогда не скрываете своего «ветеринарного прошлого». Что для вас значит профессия ветеринарного врача?
— Это для меня дорогая и ценная страница биографии. Я горжусь своей первой профессией. Образование, по сравнению с нынешним, считаю более фундаментальным и базовым. Ленинградский ветеринарный институт (в настоящее время Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины. — Авт.) — прекрасный институт, великолепная ветеринарная школа. Когда я окончил ветеринарное училище (кстати, с красным дипломом. — Авт.), встал вопрос о продолжении обучения. У меня было право выбора без распределения и без трехлетней отработки. Я выбрал Ленинград. И с тех пор любовь и к городу, и к альма-матер сохранилась навсегда. Я этого не скрываю и горжусь тем, что учился в ЛВИ. В Ленинграде в то время было много прекрасных высших учебных заведений: технических, гуманитарных, — а вот ветеринарный институт был один.
Я вообще считаю себя счастливым человеком: я жил в эпоху перемен, видел и уходящее великое прошлое, и приходящее будущее. Я представитель того самого советского народа, представитель той самой рабоче-крестьянской среды. Я как личность формировался в эпоху так называемого развитого социализма, или застоя, называйте ее как вам нравится. В обществе были ценности — я говорю не о политике, я говорю о нравственном, духовном. Наше поколение сформировалось в старое время, а потом мы все перешли в новую формацию, стали участниками новых отношений в обществе.
Еще когда я учился, состоялся пленум ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. И весь наш выпуск был распределен в провинцию, на сельскохозяйственные предприятия. А меня распределили в Калининскую (ныне Тверскую. — Авт.) область. А потом сельское хозяйство, так же как и страна, развалилось. Практически закончилась ветеринарная страница моей жизни. А с друзьями мы встречаемся регулярно. Это прежде всего друзья по студенческому театру.
— Анвар, а как вы вообще пришли к профессии ветеринарного врача?
— Сочувствие, сопереживание, сердоболие — они, конечно, присутствовали. В доме у нас всегда были животные. А выбирали профессию мы на семейном совете. Нижний Тагил, где мы жили, — город металлургов. Но по своим физическим кондициям, зрению я не подходил для серьезных рабочих профессий. А учился хорошо. И семья решила, что ветеринар — это подходящая для меня профессия. А еще, наверное, сказались детские впечатления.
— А как относятся к животным ваши близкие? Жена, дочь?
— У них отношение к животным, я бы сказал, женское, рефлекторное. Этакое нежно-поэтическое. У меня более трезвое, реалистическое, в меру жесткое. Без сюсюканья. Чувство — это хорошо. Но за чувством должна следовать ответственность за животное. Должна быть последовательность действий. Беря животное, нужно трезво оценивать, насколько ты способен всю его жизнь быть ответственным за него и зависимым от него. Мы не доводим любовь к животным до фанатизма, не создаем культ животного в семье.
— А сейчас у вас есть какие-то домашние животные?
— Да. Как только мы с Наташей создали семью, так сразу же в доме появились животные. Сейчас у нас дачная дворовая собака Дик. Мы забрали его у соседей. Отношение к нему прежних хозяев было жесткое, невнимательное. Мы спасли этого щенка, выходили его. Ему около тринадцати лет, до сих пор играет, со здоровьем проблем почти нет. Дик — сельский житель, неизбалованный.
А дома у нас живет кошечка Яся, сфинкс. Очень интеллигентная кошечка. Конечно, каждый хозяин хвалит свое животное, но у нее интеллигентность какая-то особенная, я бы сказал ленинградская, что-то ахматовско-цветаевское есть. Конечно, мы приписываем ей некие человеческие качества, но человеку свойственно приписывать их своим любимцам. Ясе позволено многое, но без идолопоклонничества с нашей стороны.
И еще у нас живет черепашка Биби. Жена присмотрела ее в зоомагазине. Почему-то ей стало жалко эту черепашку. Я был против этой покупки. Но пока был на гастролях, она появилась в доме, появился аквариум. Черепаха выросла. Первый аквариум мы подарили в детдом, купили рыбок для него, а ей купили побольше.
Когда у наших животных возникают проблемы, то процедуры после назначений врача я часто провожу сам. Еще помню, чему учили в институте. Жена и дочь — не помощницы: натуры более чувствительные, плачут, чуть ли не падают в обморок, поэтому все сам.
— Анвар, мы можем сколь угодно долго беседовать с вами о профессии ветеринара. Но не спросить артиста о его творческих планах, согласитесь, — неправильно…
— Я артист Театра «Лицедеи». В этом году сделал фотовыставку «Глазами клоуна» — образов, которые создавал. Была антреприза с пародистом Алексеем Федотовым, прошла премьера фильма Алексея Германа «Трудно быть богом», в котором я снимался. Были еще две «Золушки» — театральная со студентами и в цирке с Полуниным. В цирке собрались все классические лицедеи — начиная от Вячеслава Полунина, Николая Терентьева, Роберта Городецкого и заканчивая студентами 5-го курса театрального института. Одна «Золушка» — камерная, театрально-игровая, молодая, задорная. Вторая, в цирке, — красочная постановка Вячеслава Полунина. В октябре планируем открыть театральный сезон. С Леонидом Лейкиным репетируем большую новогоднюю программу «Маша и медведь», где мы — главные персонажи после Маши и Медведя. Кино: когда нет съемок в полнометражных фильмах или сериалах, я снимаюсь бесплатно в студенческих фильмах. Прекрасная практика, курсовые и дипломные работы ребят.
Я артист, клоун, я горжусь своей профессией. Но я горжусь и тем, что был ветеринарным врачом, что окончил Ленинград-ский ветеринарный институт. Это замечательная страница моей биографии. Эта профессия останется со мною навсегда.
Беседовал Валерий ШАРПИЛО. Фото из личного архива Анвара Либабова