Анжелика НЕВОЛИНА: Молодые зрители не понимают, что перед ними не экран, а живые люди!
Сегодня в Малом драматическом театре состоится бенефис заслуженной артистки России Анжелики Неволиной, посвященный ее юбилею
Театр, несомненно!
— Списки ваших ролей — что в театре, что в кино- и телефильмах — одинаково велики! Все-таки кино или театр?..
— Театр, несомненно. То безумное количество ролей, которые мне приписывают в сериалах, — все эпизодические, это просто зарабатывание денег. Сама я к ним, к сериалам, ужасно отношусь. Многие сейчас обращаются к ним как к способу подработать, я же считаю, что подобный опыт относительно безболезненно пройдет лишь для актера состоявшегося, для молодого же увязнуть в сериальной трясине — катастрофа. Это неоправданная, сумасшедшая, выжимающая все соки гонка: на протяжении двенадцати часов тебя таскают по съемочной площадке, ты бездумно, ничего не понимая, учишь какой-то бессмысленный, убогий текст... Какой-то бездушный конвейер. Приходя домой после таких, с позволения сказать, съемок, чувствую себя опустошенной.
— Однако существует мнение, что Россия по качеству сериалов догнала и чуть ли не перегнала Мексику с Бразилией, продукцией которых наши соотечественники одно время засматривались...
— Мнений много, и мне кажется, что это — как раз ошибочное. До качества той же Мексики нам далеко. Но самое важное — это разница в подходе. Они хотя бы не делают вид, что занимаются искусством: с нормальной самоиронией говорят, что снимают «мыло». Наши же «творцы», сняв ерунду, до последнего готовы доказывать, что это не ширпотреб. Если уж снимаете среднестатистическую мелодраму, то зачем какой-то пафос и громкие заявления: от всего этого «творение» лучше не станет.
— Получается, молодые ребята, занятые в сериалах, обречены?
— Не все, конечно. Но выберутся единицы, и то если они в дальнейшем попадут в хороший театр к хорошему режиссеру. Сами они этого сделать просто не смогут. В «мыльном» мире происходит что-то жуткое, выжигающее существо актера изнутри. Чтобы сохранить там свое «я», актер должен иметь внутри себя некий стержень, нешуточную силу воли. Иначе все пойдет по кругу, день за днем, и вот минует несколько лет, и шансы на серьезную самореализацию упущены, и актер вне рамок сложившегося «сериального» амплуа никому не нужен. Никому такого не пожелаю.
"Бесы". Роль Лизы.
Фильм «Спасибо, что живой» меня потряс
— Какие фильмы за последнее время вас поразили?
— Я сейчас мало смотрю фильмов. Существует показатель: чем больше на ТВ рекламы того или иного фильма — тем больше шансов, что это барахло. И знаете, каждый раз убеждаюсь, что эта закономерность работает. Из фильмов, которые потрясли, — это «Остров». И из «совсем последних» — «Спасибо, что живой». На фильм, после его премьеры, вылили много грязи. Когда я купила билеты и сказала об этом друзьям, многие из них возмущались: «Как же ты будешь смотреть эту гадость?» Никого не слушая, не читая статей в СМИ и не ориентируясь на новости на ТВ, я пошла. Не без боязни, не без какого-то страха: это же фильм про Высоцкого! И я была потрясена. Картина словно прикоснулась к моему сердцу. Меня просто поразил Безруков! По моим догадкам — там все четыре часа работы гримеров! А как он «списал» пластику, характер... Вот это настоящее русское кино!
— Каковы же критерии хорошего фильма для вас?
— Он должен меня поражать! Мне хочется, глядя на экран, прийти к мысли, что «а ВОТ ТАК я сыграть не сумею!». Мне хочется, чтобы работало сердце, сопереживая персонажам, и чтобы помимо чистых эмоций картина заставляла работать мозг. Не так давно, посмотрев один фильм, я долго не могла определиться со своим отношением к нему. Мозг, анализируя картинку, говорил, что каждый кадр — гениален. Но сердце не реагировало, внутри зияла пустота. В итоге прихожу к выводу, что «картинка ради картинки» — не более чем самоутверждение, самолюбование режиссера, пусть и гениального, но забывшего про зрителя. В театре есть такая проблема — некоторые забываются, начиная говорить, что «зритель нам не нужен». Простите, но это уже болезнь, путевка к психиатру: ведь что театр, что кино — созданы для зрителя, который, кстати, всегда прав. Поэтому про него нельзя забывать, даже в приступах гениальности.
"Вишневый сад". Роль Шарлотты.
Отобрать мобильники у зрителей!
— Итак, давайте поговорим о театре. Какой спектакль в своей жизни вы считаете самым важным?
— Я думаю, что это моя дипломная работа: образ Лизы в «Братьях Карамазовых». Считаю, что это краеугольный камень моего становления как актрисы... Это мое воспитание, мое развитие. Именно с подобных ролей должен начинать актер, уж точно не с сериалов!
— Расскажите об одной из своих последних работ, и каковы ваши планы на ближайшее будущее?
— Одной из последних, сложных и полюбившихся, была работа в спектакле «Зачарованные смертью». Я играла роль матери, что отняло у меня много сил как в процессе репетиций, так и при показах: моя героиня много старше меня и наделена абсолютно другим психотипом... Но преодоление себя — это часть работы актера. На данный момент есть предложения о съемках в кино, которые пока оглашать не хочу, но все идет к тому, что соглашусь.
"Звёздный мальчик". Роль Матери.
— Говоря о театре, нельзя не говорить о зрителе. Изменился ли он за последнее время?
— Изменился. И не в лучшую сторону. По идее мы должны радоваться, когда молодые люди приходят в театр. Но, увы, смотреть на них печально: они сидят, будто перед телевизором! Они чуть ли не чипсы едят, постоянно возятся со своими мобильными телефонами, словно у всех такие срочные дела! Мы же со сцены все это видим, и это очень обидно. Такое ощущение, будто они не понимают, что перед ними не экран, а живые люди, у которых есть свои чувства. И еще меня потряс один момент... Как-то я пришла на спектакль, в котором не была занята. И ушла не сразу, бродила среди публики. Знаете, никто, кроме пожилых людей, не обсуждал спектакль! Никто! Все говорили о каких-то своих делах, проблемах, куда пойти дальше, что выпить... Два часа актеры обливались на сцене потом, а вам все равно? Это просто невероятно. Такого равнодушия никогда не было.
— Как вам кажется, можно ли вылечить эту болезнь?
— Отобрать мобильники насильно! Только вот это уже нарушение прав человека... На самом деле это проблема уровня воспитания. Родители не стараются, школа не хочет. Если папа-бизнесмен, «поднявшийся» в лихие 90-е, ведет себя без оглядки на нормы, то и дети ведут себя так же. В остальном, даже при культурных родителях, они «срисовывают» модели поведения с персонажей популярных телепередач и сериалов, их головы просто отравлены. Детей нужно готовить к походу в театр, музей, а по возвращении — обсуждать увиденное, писать сочинения... Не знаю, есть ли подобное сейчас в школах. Порой кажется, что нет.
Редакция и читатели «Вечернего Петербурга» поздравляют замечательную актрису Анжелику Неволину с днем рождения и желают здоровья и новых интересных ролей в театре и кино!
Фото Виктор ВАСИЛЬЕВ (роли), Анна СТУДЕНИКОВА (портреты)Метки: Подмостки Из первых рук Про Петербург Про петербуржцев Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов