«Арест Полонского необходим, чтобы у людей сохранилась вера в правосудие»
Беглого российского бизнесмена камбоджийские власти все-таки вернули на родину
Что и говорить, недавнее «путешествие» 42-летнего олигарха Сергея Полонского, которого привезли в наручниках на родину, было быстрым и неожиданным для него самого. Владельца одного из островов у побережья Камбоджи, которого уже несколько лет разыскивает Интерпол, привезли в холодную и дождливую Москву в тапочках и шортах не для того, чтобы посмотреть финальный матч между российскими и канадскими хоккеистами, как пошутил телеведущий Иван Ургант, а для того, чтобы судить за мошенничество в особо крупных размерах (соответствующая статья УК предусматривает до десяти лет заключения).
Еще в августе 2013 года Тверской суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и принял решение о заочном аресте Полонского, который был объявлен в международный розыск. Но Сергей Юрьевич, провозгласивший своим жизненным кредо «у кого нет миллиарда, пусть идет в ж...у!», видимо, думал, что ему сойдут с рук махинации с ЖК «Кутузовская миля» и «Рублевская Ривьера», в результате чего обманутыми оказались тысячи дольщиков, а в кармане у Полонского — 5,7 млрд. рублей.
Кстати, свою бизнес-карьеру Сергей Полонский начинал в Ленинграде: в конце 90-х он основал фирму «Строймонтаж», которая стала одной из крупнейших на рынке недвижимости Петербурга. Затем бизнесмен перешел на московские хлеба, создав компанию «Mirax Group», которая собиралась реализовать масштабный проект «Башня Федерация», не говоря о тех, что помельче: ЖК «Корона», «Золотые ключи-2», БЦ «Europe-Building». Фото: соцсети
Экстрадиция Полонского удивила его самого: в то время, когда его гражданская жена Ольга Дерипаска рассказывала одному из телеканалов, что супруга вывезли в одних плавках, а она привезла ему в аэропорт теплые вещи, кроссовки, спортивные костюмы, скандальный предприниматель в интервью «МК» признался, что не ожидал такого финала.
«Вечёрка» решила выяснить у зампредседателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, главы рабочей группы от «Единой России» по защите прав дольщиков и вкладчиков Александра Хинштейна, что ожидает Сергея Полонского в России.
— В России Полонского ждет следствие, суд и, надеюсь, приговор, — прокомментировал в эксклюзивном интервью «ВП» Александр Хинштейн. — Что касается обвинения, то это решит следствие и суд.
— Александр Евсеевич, камбоджийские власти, несмотря на запросы России о выдаче беглого бизнесмена, около двух лет не выдавали Полонского. Что же все-таки послужило толчком к его экстрадиции на родину? Говорят, это сделано в связи с предстоящим визитом в Москву камбоджийского премьера Хун Сена...
— Безусловно, это жест доброй воли властей Камбоджи. Не случайно также, что господин Полонский, учитывая специфичность его натуры, создал и там сложные условия для своего пребывания.
— Да, за Сергеем Юрьевичем тянется целый шлейф скандалов — драка в прямом эфире с банкиром Александром Лебедевым, избиение своего адвоката Дианы Татосовой, затем бывший советский десантник успел побывать в камбоджийской тюрьме, куда попал за избиение местных моряков...
— И это может сыграть ему на руку: уже идут разговоры, что ему необходима психиатрическая экспертиза, а значит, пребывание в тюрьме можно заменить лечением в психушке… Ничего исключить нельзя. Но я надеюсь, что Полонский будет признан вменяемым, по крайней мере, на момент совершения преступных деяний.
Фото: соцсети
— Александр Евсеевич, вы, как руководитель рабочей группы от «Единой России» по защите прав дольщиков и вкладчиков, можете сказать, что ждет обманутых людей, доверивших свои деньги Полонскому? Будут ли им возвращены долги?
— Для дольщиков задержание и последующий арест Полонского, кроме морального удовлетворения, ничего не дает, потому что в любом случае обязательства перед дольщиками будут исполняться. Но арест Полонского необходим, чтобы у людей сохранилась вера в справедливость и торжество правосудия.
— Однако создается впечатление, что Сергей Полонский уверен в своей безнаказанности. Комментируя СМИ свой арест, олигарх заявил, что его шокировать невозможно, хотя он и был сильно удивлен. Значит ли это, что бизнесмену удастся легко отделаться?
— Я посмотрел на кадры телехроники с арестом Полонского и могу сказать, что это другой Полонский — не тот, которого я видел в последний раз в Москве, хотя это и было достаточно давно. Видно, что он подавлен и уже не так легко воспринимает все происходящее с ним. Полагаю, что ни о какой безнаказанности речь идти не может.
— В прошлом своем интервью «Вечёрке» вы оценивали нашу судебную систему как неудовлетворительную, указывали, что она носит слишком обвинительный характер, назвав ее практически машиной по отрубанию голов. Как бы вы сейчас ее оценили?
— В этом смысле показатели не поменялись: у нас по-прежнему выносится большинство обвинительных приговоров при одновременно ухудшающемся качестве предварительного следствия. Надеюсь, на судьбе господина Полонского это не отразится: он — не тот пример, где излишняя мягкость была бы объяснима и оправдана.
— Сейчас у всех на слуху дело «Оборонсервиса» — тот довольно мягкий приговор, который получила главная фигурантка Евгения Васильева за хищения в военном ведомстве. Отсидев два года под домашним арестом, она попала-таки в образцово-показательную тюрьму, где есть телевизор, чуть ли не микроволновка и, конечно, знаменитые красные тапочки, о коих она даже песню сочинила. А ее шеф, бывший министр обороны Сердюков, оказался ни при чем. Не получится ли, что и в деле Полонского найдутся какие-то зацепки, чтобы смягчить наказание?
— Не думаю: мы будем делать все, чтобы такого не произошло.
— А что вы подумали, когда узнали об аресте Полонского?
— Я этому очень рад: произошло воссоединение российского гражданина с родиной.