Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Архитектурная графика для Петербурга — роскошь?

Качественное оформление одного брандмауэра стоит не менее миллиона рублей

Корреспондент «Вечернего Петербурга» разбиралась, стоит ли чиновникам и предпринимателям тратить деньги на художественное оформление глухих стен



В Петербурге долгое время начиная с XIX века действовало правило застройки: одну стену в доме оставлять глухой. Так при пожаре огонь не перекидывался на соседние здания. Отсюда и название такой стены — брандмауэр, от немецкого «brandmauer», где «brand» — «пожар», а «mauer» — «стена». В XX веке появились более гуманные противопожарные средства. Но домов с глухими стенами к тому времени настроили уже предостаточно. Смотрятся фасады без окон не очень-то эстетично, а порой и устрашающе. Часть петербургских брандмауэров раскрашена граффитистами. Иногда это красиво, но чаще — грубый вандализм. Что делать с такими глухими стенами? Ответ на этот вопрос — на французских, итальянских, немецких улочках. Десятки фасадов европейских домов давно стали арт-объектами, вызывают восхищение прохожих. О европейском опыте и культуре оформления брандмауэров в нашем городе «Вечёрке» рассказал один из основателей петербургской мастерской архитектурной графики — Илья Тюкин.

 

 

Отставание от Европы — три века
Рисунки на брандмауэрах в Европе появились в XVII веке. Сегодня это искусство особенно развито в Италии и Франции, где в стиле тромплей (от французского «trompe-l’oeil» — «обман зрения») расписаны фасады многих зданий. Например, купцы торгового города-порта Генуи знали толк в экономии и имитировали фактуру дорогого камня так, будто бы фасад дома на самом деле сделан из этого камня.
Во французском Лионе на глухих стенах городской библиотеки — изображения стопок книг, изящно сложенных в нарисованные оконные проемы. А фасад здания неподалеку от библиотеки украшен балкончиками, на которых расположились Наполеон, братья Люмьер и другие известные французские личности. Крупный автопроизводитель оплатил работу художников на стене дома по улице Ткачей в том же Лионе. Теперь там будто появилась новая узкая улочка, уходящая вдаль между двумя домами. Издали ее от настоящей не отличишь.
Своя специфика художественного оформления стен в США. Там рисунки на брандмауэрах использовали в основном в рекламных целях. К примеру, крупная американская пивная марка изобразила однажды на фасаде дома пивной бокал. Каждый день с утра горожане замечали, что пива в нем стало чуть больше. Просто художники дорисовывали картину по ночам. Так они и наполнили бокал пивом за месяц.
Что же в России? Здесь про художественное оформление брандмауэров вообще до сих пор никто ничего не слышал. Была, конечно, советская пропаганда. Некоторые примеры сохранились до сих пор, например глухие стены рядом со станцией метро «Нарвская». Но они в основном исполнены в технике мозаики. Да и колхозники с рабочими глаз не очень-то радуют.


Оживлять стены некому
Получить профессиональное образование для оформления брандмауэров в России невозможно: негде и не у кого. Например, в нашем городе в Академии Штиглица есть факультет монументального искусства, но и там специализируются совсем на другом профиле работ. Художников — специалистов по оформлению брандмауэров в нашей стране нет. Первая мастерская архитектурной графики появилась как раз-таки в Петербурге. Есть еще несколько арт-групп, но они и сами признают, что пока только учатся. Правда, выходит, что учатся они не где-нибудь, а на фасадах зданий в самом центре города.
— Со мной работают пять молодых художников, они вышли из граффити-среды и лучше всех владеют техникой работы с аэрозольной краской, — рассказывает «Вечернему Петербургу» Илья Тюкин. — Сейчас ребята получают художественное допобразование.
Казалось бы, с аэрозолем также работают и аэрографы, и мастера тату. Но у них свои вкусы, объясняет Илья. Такие художники, как правило, предпочитают рисовать грубые или мифические сюжеты. Академическая школа тоже дает основы работы с аэрозолем, но в то же время загоняет ученика в рамки устоявшихся канонов.
— Стоило бы искать таланты по всей стране, проводить тематические семинары, но для этого недостаточно только моего желания, нужны финансы, — говорит Илья. — Больше того, в России еще никто не знает, что такое рисунки на брандмауэрах.
Почему в России не любят картины на стенах
— Однажды я увидел рисунки на брандмауэрах в Европе и восхитился, — говорит Илья. — Подумал, почему у нас нет такого?
Оказывается, по нескольким причинам. Главная — это, конечно, деньги. 300 квадратных метров в стиле тромплей обойдутся заказчику минимум в миллион рублей. На эти деньги разрабатывается эскиз, закупаются краски, арендуется оборудование, готовится поверхность, если надо — проводится ремонт. При этом простой ремонт стены того же размера обойдется в 300 тысяч рублей.
— Чиновники часто говорят мне, что за миллион рублей можно отремонтировать три фасада вместо росписи одного, — говорит Илья. — Я их понимаю! Но укладываться в цену в несколько раз ниже реальной — тоже не вариант. Нужно же закупить достаточно материалов и арендовать оборудование, а делать кое-как лично я не возьмусь, тем более если речь идет о центре города. Как вариант можно разработать альтернативный эскиз, предполагающий рисунок на меньшее количество квадратных метров.
Над таким проектом для дома на углу Свечного переулка и Коломенской улицы в Центральном районе работают сейчас художники мастерской архитектурной графики. На бранд-мауэре этого дома горе-граффитисты рисовали Че Гевару, пока их не разогнала милиция. К тому же нижняя часть фасада разрисована местными «умельцами» уже в несколько слоев. Стену необходимо как-то приводить в порядок. Художники мастерской решили оформить только нижний элемент панорамой из уютных домиков в петербургском стиле. Выходит, что художественно оформлять всю стену не придется. Так и работы меньше, и бюджетные средства экономятся.


Можно рисовать три недели, а можно и три месяца
Три года назад первая такая крупная картина на брандмауэре — «Алые паруса» — появилась во Фрунзенском районе, на фасаде дома № 183-б на Курской улице. Работал над ней Илья Тюкин с коллегами в течение месяца.
— Срок зависит от способа нанесения рисунка, — объясняет он. — Первый способ — это промышленный альпинизм. Второй — работа с помощью лесов или подъемного оборудования.
Проще говоря, художник может отправиться на курсы промальпинизма. Как показывает практика петербургских зим, овладеть этим мастерством не так уж и сложно. Но работа с брандмауэром у художника-альпиниста займет немало времени, а прорисовать детали все равно не получится. Куда быстрее — вариант с использованием лесов или подъемного крана. В таком случае художник работает аэрозольной краской, а кистями прорисовывает детали. Например, фасад размером 300 квадратных метров альпинисты будут оформлять 3 месяца, а художники на лесах — 3 недели.

 

 

 

 

Попробуй согласуй!
Но есть и еще один камень преткновения — согласования. Илья признается, что работают они только на фасадах, не подведомственных КГИОП. Все работы обязательно согласовывают с комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА). Также всегда нужны разрешения и от администраций районов, и от собственников зданий.
— Сначала мы более активно предлагали проекты чиновникам, но потом переключились на крупные организации, компании-монополисты и застройщиков, — рассказывает Илья. — Они могли бы применять роспись фасадов при строительстве типового жилья.
Сейчас у петербургской мастерской художественной графики по сути самый сложный период. Им предстоит сделать два-три по-настоящему крупных проекта, чтобы продемонстрировать городской администрации, как рисунки на брандмауэрах улучшают городскую среду.
— Чтобы развивать культуру, формировать благоприятную среду для жизни горожан и привлекать туристов в город, арт-объекты просто необходимы, — считает Илья. — Они делают глухие фасады достопримечательностями, формируют новое культурное пространство в городской среде.
Кроме того, отмечает Илья, рисунки на брандмауэрах выполняют «антивандальную» функцию. У вандалов руки не поднимаются на такую красоту, а граффитисты не портят чужую работу, таков их профессиональный кодекс.
— Здесь, в России, мы фактически развиваем рынок с нуля, — говорит Илья. — Работаем исключительно на энтузиазме. Зарабатывают все художники совсем другими проектами, частными заказами. Но года через два, максимум через три процесс художественного оформления глухих стен в Петербурге, надеюсь, пойдет куда более активно.
В комитете по градостроительству и архитектуре городской администрации тоже так считают. Там еще в январе началась активная разработка концепции, которая должна обеспечить появление арт-объектов на городских брандмауэрах. В 2015 году в Петербурге, возможно, даже пройдет Всемирный конгресс Ассоциации ландшафтных архитекторов (IFLA).


Граффити граффити рознь
В принципе любое настенное искусство можно назвать граффити, и это будет правильно. Но художники мастерской все же утверждают, что занимаются именно художественным оформлением.
— Наша работа отличается как минимум по пяти параметрам — это стилистика, идея, логика, осмысленность и качество исполнения, — говорит Илья Тюкин. — Разработка эскиза занимает немало времени, требует очень обдуманного и взвешенного подхода. Например, мы не просто рисуем фасад, а привлекаем к работе архитектора с профессиональным образованием. Только так можно избежать ошибок в рисунке — продолжении основного фасада здания. Часто мы воссоздаем когда-то существовавший здесь фасад. Для этого нужно навести немало исторических справок. Кроме того, в само изображение важно закладывать смысл, учитывать историю этого места и окружающую архитектуру.


Где в Петербурге есть и будут не просто стены
Среди запланированных к реализации в ближайшее время проектов — фасад на улице Ленина в Выборге. В его эскизах учли славу города, его историю. Собираются нарисовать корабль и виднеющуюся вдалеке крепость.
На Дороге жизни в Красногвардейском районе Петербурга художники из мастерской предлагают украсить глухую стену портретами ветеранов.
Готов и проект, который подойдет для любой спортплощадки, находящейся рядом с брандмауэром. Художники предлагают изобразить команду в сине-бело-голубых тонах, играющую в футбол. Один из футболистов будто бы делает пас ребятам на площадку.
О ряде других проектов художники пока рассказать не могут, поскольку эскизы находятся в разработке, а все согласования еще не пройдены.
Есть и несколько недавно выполненных работ. Во дворе на Ленинском проспекте, 111, плавает дельфин. Изображен он на заборе вокруг электроподстанции рядом с детской площадкой на берегу речки. Ребристую поверхность профилированного металлического листа использовали, чтобы передать преломление лучей света в толще воды.
Кроме того дом № 20-б на Промышленной улице из постройки в аварийном состоянии и с отваливающейся штукатуркой превратили в дополнение к детской игровой территории. Рядом с домом два детсада. Теперь между ними — «Сказочный замок». Строение художники населили сказочными героями. Причем 350 квадратных метров поверхности оформляли всего пару недель. 
Конечно, просто покрасить стены серой краской было бы дешевле в разы. Но картина на стене превращает унылый двор в привлекательную зону для горожан, а это куда дороже.

Ирина ПАНКРАТОВА
↑ Наверх