Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

«Арктика» просит помощи

Легендарный ледокол может стать научным арктическим центров в водах Невы

Судьба ледокола «Арктика» решалась на днях на заседании Полярной комиссии, которая состоялась в Русском Географическом обществе. Полярное сообщество выдвинуло предложение перебазировать «Арктику» из Мурманска и поставить в дельте Невы. На базе «Арктики» необходимо создать национальный арктический центр, в который войдут музей, тренировочная база для курсантов высших и средних заведений, художественная галерея. 

Пионер полюса

Полярники были единодушны: такая акция необходима и возможна, а вот времени на спасение «Арктики» осталось совсем немного, поскольку принципиальное решение об утилизации знаменитого ледокола принято, и после 2016 года «Арктика» может повторить судьбу своего собрата — ледокола «Ермак». Как известно, первый в мире ледокол арктического класса, построенный в Англии в 1898 году по заказу России, в 1964-м пошел под нож.

Сегодня «Арктика» стоит в Мурманске. В августе 2008 года закончился срок действия документов Морского регистра, а в октябре была остановлена атомная энергетическая установка, в 2011-м с ледокола снят экипаж, и уже второй год судно находится в «холодном отстое» в ожидании утилизации. Печальная перспектива для флагмана второй серии атомных ледоколов, который в 1971 году вышел из дока Балтийского завода, а в 1977-м совершил плавание, прославившее его на весь мир.

Ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса. Все участники того рейса были награждены государственными наградами, пятеро стали Героями социалистического труда, а лобовую надстройку ледокола украсил орден Октябрьской революции. Остальные страницы биографии «Арктики» заслуживают не меньшего уважения. Осенью 1983 года тяжелая ледовая ситуация сложилась в восточном секторе Арктики, десятки судов, которые везли продовольствие и топливо на Чукотку, оказались в плену метровых льдов. Только прибытие «Арктики» смогла разрешить эту сложнейшую ситуацию.

— Судно с такой историей не может пойти под нож, мы должны как можно скорее вывести его из опасной зоны и параллельно решать практические вопросы по созданию арктического центра, — сказал на совещании директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский.

Половина Халка — и вопрос решен

Представление о том, как организовать и что будет представлять собой «Арктика» в новом качестве, уже есть. Пример тому — ледокол «Ленин», который стоит на набережной у Морского вокзала в Мурманске и привлекает на борт множество туристов.

Финансовый вопрос в общих чертах также ясен. На утилизацию «Арктики» выделяется до 2 миллиардов рублей. Средства, которые придется затратить на сохранение, существенно ниже — порядка 500 — 600 миллионов рублей, сюда входит перегон судна, дноуглубительные работы, необходимые для постановки «Арктики» в дельте Невы, ремонт и переделка внутренних помещений, годовое содержание экипажа, электро- и водоснабжение и прочие текущие затраты.

Виктор Боярский уверен, что финансы — не главная составляющая вопроса. В конце концов, пошутил Виктор Ильич, 500 миллионов — это половина Халка в бразильской валюте. Главное сейчас — это политическая воля, и судя по последним событиям, надежды на нее обоснованы. Нынешний год, отметил Боярский, характерен тем, что впервые с принятия программного документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года» в этой области замечены практические шаги. Начали освобождать от промышленного мусора Землю Франца Иосифа, выделено финансирование на строительство третьего поколения атомных ледоколов, и Балтийский завод уже приступил к реализации этого проекта, был принят закон о Северном Морском пути.

— Слова о поддержке развития Арктики превращаются в дела, и одним из дел должен стать музей-ледокол «Арктика», который будет радовать петербуржцев на набережной Невы, — сказал Виктор Боярский.

Вопрос, на какой именно набережной может встать «Арктика», остается открытым. Предлагались два варианта — у Адмиралтейских верфей и на причале Балтийского завода, рядом с ледоколом «Красин».

Андрей Юрченко, начальник службы навигационного обеспечения и экологической безопасности администрации морского порта «Большой Санкт-Петербург», рассказал, что постановка у «Адмиралтейских верфей» требует больше затрат и усилий, но в принципе возможны оба варианта.

Прозвучал вопрос и о том, насколько безопасно нахождение практически в центре города атомного ледокола. Начальник лаборатории Института ядерной транспортной энергетики НИЦ «Курчатовский институт» Владимир Марков уверил собравшихся, что после выгрузки атомного топлива «Арктика» не представляет никакой ядерной опасности. Ледоколу надлежит пройти процедуру превращения из атомного в судно с радиационными источниками, получить лицензию Ростехнадзора, после чего специалисты должны осуществлять необходимый контроль за его состоянием. Владимир Марков подчеркнул, что Курчатовский институт поддерживает создание на базе ледокола «Арктика» национального арктического центра и готов оказать ему посильную поддержку.

Обсуждение затянулось на три часа, но все участники обсуждения были единодушны: проект чрезвычайно важен не только как историко-культурный объект. Немаловажно и то, что на «Арктике» можно разместить тренировочный центр для будущих судоводителей и механиков атомного флота, где они получат реальные навыки общения с судном.

В мае нынешний губернатор города Георгий Полтавченко заявил, что «Ленинград — Петербург всегда был крупнейшим центром полярных исследований, и у нас есть все, чтобы создать еще один кластер — арктический». Полярники надеются, что Полтавченко поддержит проект решения, принятый в Российском географическом обществе. Он будет представлен на Морской коллегии в Петербурге, которая состоится 4 декабря под руководством заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина.

Между тем

«Арктика» практически в том виде, в котором пришла из последнего рейса, несколько лет стоит в Мурманске у специального причала на мертвых якорях.

Специалисты говорят: техническое состояние ледокола таково, что на нем можно было бы плавать не один год. Но как любой брошенный дом, без отопления и ухода, судно приходит в запустение. Нужно вернуться его к жизни раньше, чем оно начнет умирать.

И помочь ему в этом может каждый из нас, подписав письмо в поддержку «Арктики».

↑ Наверх