Арлекин, Капрал, Невеста, Полишинель, Мадлон, Офицер и Служанка
В ГМЗ «Царское Село» в Александровском дворце журналистам представили домашний кукольный театр «Гиньоль» царевича Алексея, сына последнего российского императора Николая II
Знаменитый театр, вернувшийся в родные стены спустя более чем 80 лет, был передан Царскосельскому музею-заповеднику московским театром кукол им. С. В. Образцова. Это ширма «Гиньоль» и семь кукол.
— Как красивы эти куклы! — восклицают коллеги.
— По-моему, они выглядят довольно зловеще, — парирую я. — Тем более, если учесть, что некоторым из них придано портретное, пусть и шаржированное, сходство с членами венценосной семьи и их ближайшим окружением. И некоторые из прототипов вскоре умерли страшной смертью. Император и императрица Александра Федоровна были расстреляны в подвале ипатьевского дома, Григорий Распутин закончил свои дни в темных ледяных водах реки Мойки.
Кто был заказчиков театра — императрица Мария Федоровна или президент Франции Пуанкаре?
— Происхождение подарка еще не установлено, — говорит Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе, услышав наш диалог. — По одному из предположений кукольный театр для внука по случаю его десятилетия заказала в Париже его бабушка — вдовствующая императрица Мария Федоровна. В этом случае версия о персонификации кукол выглядит сомнительно. Если же допустить, что кукольный театр «Гиньоль» преподнес наследнику престола президентом Франции Пуанкаре, который как раз летом 1914 года был с официальным визитом в России, то это возможно. У французов исторически было иное отношение к карикатурам и шаржам на сильных мира сего, без особого пиетета. Оно сохранилось по сей день, мы можем вспомнить недавние трагические события с «Шарли Эбдо».
Николай Второй, кстати, записал в дневнике в своей особой манере — кратко, тезисно, - о том, что его посетил Пуанкаре и привез подарки «Аликс и детям». О том, какие именно подарки, не сказано. Но можно предположить, что подарок наследнику на десятилетие должен был быть значительным и обладать национальным французским колоритом. А театр перчаточных кукол — традиционный для Франции.
Кукол — семь: Арлекин, Капрал, Невеста, Полишинель, Мадлон, Офицер и Служанка. В них могла играть вся семья, состоящая из семи человек.
Как говорят музейные специалисты, есть нетрадиционные персонажи, например, Капрал и Невеста. В Капрале видят сходство с самим императором, в Невесте — с императрицей Александрой Федоровной. Можно заметить на голове Невесты гвоздики, на которых, скорее всего, держалась утраченная ныне диадема — любимое украшение Александры Федоровны. У куклы, которая предположительно изображает вдовствующую императрицу Марию Федоровну, сохранилась (хоть и с потерями) прическа, которую она носила много лет.
В зловещем Арлекине видят Григория Распутина. Служанка очень похожа на няню царевича Вишнякову.
В пользу версии, что подарок сделал Пуанкаре, говорит еще один любопытный факт. Только у двух кукол головы деревянные — у Арлекина и Служанки. У всех остальных они сделаны из папье-маше. А ведь по законам жанра театра «Гиньоль» там постоянно всех колотят, в том числе и по головам — палками, вениками, веерами. Но бить по голове венценосных особ невозможно. Именно поэтому головы их сделаны из папье-маше.
Ответы на эти вопросы, как говорит Ираида Ботт, еще предстоит выяснять. Для этого необходимо отправиться в Париж, где в магазине «Детский рай» на перекрестке улиц Риволи и де Лувр был заказан этот театр.
Ираида Ботт надеется, что сохранились архивы, поработав с которыми, можно выяснить имя покупателя. Ведь это был особый, правительственный заказ. «Я недавно была на часовой фирме «Бреге», – поделилась с журналистами Ираида Ботт. — Там нам показали архив за несколько веков, который хранится в банковском сейфе. И там есть список всех заказчиков — и Мария-Антуанетта, и Александр I. Так что я очень надеюсь на парижские архивы. Французы сохраняют все».
Куклы и ширма находятся в очень хорошем состоянии.
— Хотя их изрядно помотало, — продолжает рассказ Ираида Ботт. — Их изъяли из Александровского дворца в 1931 году, они оказались в Музее игрушки в Загорске, который, кстати, забрал из Александровского дворца все лучшее. И, честно говоря, благодаря этому игрушки были спасены. Сегодня мы даже не представляем, сколько наших игрушек там находится. Мы сотрудничаем с ними, сделали несколько совместных выставок, но информацию получаем дозировано.
На Детской половине хотели сделать колонию для беспризорников
— Детская половина, которая существовала в Александровском дворце, закрывалась дважды. Первый раз ее хотели закрыть в 1927-1928 году, чтобы разместить здесь колонию беспризорников, детей-сирот. Как ни парадоксально это звучит, тогда детскую половину от закрытия спасла общественность. Письма учителей, деятелей культуры возымели действие, удалось отстоять. Ситуация была такой острой, что вещи уже начали раздавать, но хранители помнили, куда отдавали, и многое удалось вернуть. Итак, экспозицию сохранили, но ненадолго. В 1931 году ее закрыли уже окончательно.
Вещи снова начали раздавать. Документов нет никаких. Вернее, не было. Сейчас архивы стали рассекречивать. Из них мы узнаем частями много интересных косвенных деталей. Например, на рубеже 1990 - 2000 годов, когда была подготовлена очень интересная выставка «На детской половине», по этикеткам мы увидели, что многие книги, настольные игры из Александровского дворца ныне находятся в библиотеке Ленина. А большое количество наших игрушек — в Загорске, в Музее игрушки. Описей у нас нет никаких. Все эти описи не сохранились. Наши документы датируются 1938 — 1940 годами, куда эти вещи уже не вошли. Поэтому нам сложно представить масштаб потерь.
«Игральная №333»
И вдруг — редкая удача! В 2007 году сотрудники ГМЗ «Царское Село» прочитали статью о том, что в Государственном центральном кукольном театре им. С. В. Образцова обнаружен кукольный театр наследника.
«На боковой створке ширмы кукольного театра наклеена этикетка с музейной маркировкой, нанесенной чернилами», — рассказала директор ГМЗ Ольга Таратынова.
Выглядит она так: «Александровский дворец пол. Насл-ка Игральная №333». Сопоставление с довоенными инвентарными книгами музея подтверждает: театр происходит из Александровского дворца Царского Села, резиденции последнего российского императора Николая II. Театр находился в Игральной цесаревича Алексея Николаевича на Детской половине дворца.
А на передней панели ширмы помещена товарная этикетка парижского магазина игрушек «AU PARADIS DES ENFANTS» («Детский рай»).
Между театром Образцова и ГМЗ «Царское Село» завязалась переписка, начался процесс договоренностей о том, чтобы этот замечательный объект вернулся в родные стены. Театр пошел навстречу.
И вот, наконец, это событие состоялось. Полностью юридически оно пока еще не оформлено. Но Ольга Таратынова и директор Театра им. С. В. Образцова уже подписали договор о передаче кукольного театра «Гиньоль» музею «Царское Село».
Между тем, в Театре им. Сергея Образцова попрощались с уникальным экспонатом, который так бережно хранился у них в течение многих лет. С 17 февраля по 10 марта в музее театра все желающие могли увидеть раритет перед началом спектаклей и во время антракта.
В музее театра им. С. В. Образцова кукольный театр царевича Алексея «Гиньоль» будет представлен точной копией оригинала.
Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова выразила огромную благодарность Театру им. С. В. Образцова, который добровольно вернул редчайший экспонат. Возвращение театра цесаревича Алексея является первым в России прецедентом музейной реституции на условиях изготовления копий.
***
В 2014 году федеральный бюджет выделил 200 млн. рублей на продолжение реставрации и реконструкции Александровского дворца, завершить которую планируется к 2018 году. После реставрации в восточном крыле будут воссозданы личные покои Николая II и его супруги.
А с московским театром ГМЗ «Царское Село» планирует делать совместные выставки.
Сегодня кукольный театр «Гиньоль» выставлен на первом этаже Александровского дворца, рядом с мундиром царевича Алексея и куклами великих княжон. Как раз под тем залом, в котором когда-то располагалась детская, где предположительно мог стоять кукольный театр.
Глядя на этих кукол, трудно отрешиться от мысли о парадоксах истории. Люди, которые разыгрывали с помощью этих перчаточных кукол, чем-то похожих на них, представления, еще и предположить не могли, что они сами — игрушки судьбы, которым совсем скоро предстоит стать участниками трагического спектакля.