Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Артисты сами превратили бывший цех в театр

Небольшой драматический театр (НеБДТ) под руководством Льва Эренбурга, отсчитывающий свою историю с конца 1990-х, отметил новоселье

Раньше один из лучших театральных коллективов Петербурга жил при Театре имени Ленсовета (тогдашний худрук Владислав Пази покровительствовал НеБДТ, правда, с появлением своих студентов ситуация стала меняться). Несколько последних сезонов спектакли театра можно увидеть на Малой сцене «Балтийского дома». А с недавнего времени театр поселился на первом этаже эколофта «More Place» (проспект КИМа, 6, — это минут десять пешком от станции метро «Приморская»), в огромном здании, раньше принадлежавшем научно-производственному предприятию.

Небольшой драматический, небольшое пространство, но — большие смыслы

В день официального открытия был сыгран первый спектакль театра «В Мадрид, в Мадрид!», с 1999 года до сего дня прекрасно сохраняющий форму. Актеры Эренбурга вообще обладают даром много лет играть один и тот же спектакль, сохраняя свежесть красок и чувствуя сегодняшние ритмы.

Маленькая сцена; коридор, служащий фойе; зрительский буфет; крохотный гардероб; склад для декораций; закулисная комната, выполняющая функции гримерной и костюмерной, да еще репетиционная для студентов Льва Эренбурга — вот, собственно, устройство нового дома НеБДТ. Тесновато, да, но эренбурговские актеры исполнены такой одержимости и любви к профессии, что им все нипочем. Оказывается, один из залов бывшего предприятия стал сценой на 60 зрительских мест всего за три недели,  благодаря усилиям артистов. Здесь все сделано их руками.

Лев Эренбург

В тот день, когда новая сцена театра открылась официально, были объявлены номинанты «Золотого софита», отметившего и НеБДТ. Актриса Татьяна Рябоконь, номинированная вместе с Татьяной Колгановой как лучший дуэт (спектакль «Валентинов день»), рассказала корреспонденту «ВП» о том, как были сделаны стулья для зрителей: «Здесь шел ремонт по всему зданию, и мы набрали ломаных стульев, и все они прошли через руки моего папы: он у меня краснодеревщик в том числе. А Хельга Филиппова, актриса нашей труппы, занималась перетяжкой».

Обращает внимание то, что новая сценическая площадка очень маленькая, что весьма ограничивает возможности для режиссеров, хотя бы в сравнении с Малой сценой «Балтийского дома», на которой НеБДТ в последнее время выступал чаще всего. Вряд ли это существенная проблема, если учесть, что центр тяжести спектаклей Эренбурга — актеры. Через них, через сложную вязь человеческих отношений (а не пространственно-сценографические построения, скажем) режиссер выговаривает смысл. И все же рисунок спектаклей при переносе в это пространство, видимо, придется корректировать. На вопрос, как это будут делать, Лев Борисович Эренбург ответил одним словом: «Душой».

Не весь репертуар будет приспособлен под новую сцену. Какие-то спектакли переходят сюда («В Мадрид, в Мадрид!», «Оркестр», «Валентинов день»), какие-то останутся на Малой сцене «Балтийского дома» («На дне», «Три сестры», «Ю»).

Артисты создали домашнюю обстановку своими руками

Переезд театра на КИМа, 6, — не тот случай, когда город передает театру какое-то пространство, освобождая от аренды, как это произошло с «Мастерской» Григория Козлова, получившей бывшее здание «Буффа» на Народной. НеБДТ платит за аренду, однако эту сумму театр получает от комитета по культуре. Как сказала «ВП» директор театра Ксения Малекина, новое пространство освободит их от логистических операций, связанных с доставкой декораций, поскольку на КИМа, 6, у театра есть склад, пусть и маленький. Вероятно, сократятся расходы на аренду в «Балтийском доме».

Радует, что город проявляет внимание к театру, который отсчитывает свою историю с конца 1990-х, стоически справляясь с трудностями, который не просто держит высокую планку сам, но и помогает в этом смысле театральному Петербургу. Очень хочется, чтобы это внимание и помощь только возрастали и чтобы новый логотип театра, представляющий собой домик с крышей, себя оправдал.

НеБДТ открылся 16 лет назад спектаклем «В Мадрид, в Мадрид!». Сыграли его и на открытии новой сцены

↑ Наверх