Артисты цирка «Элуаз» начинали на улицах
Корреспондент «Вечёрки» побывала за кулисами шоу «Айди», которое знаменитый коллектив привез в Петербург
В концертно-спортивном комплексе «Сибур-арена» на Крестовском острове сейчас выступает со своим шоу «Айди» канадский цирк «Элуаз», который в 2010 году стал стратегическим партнером знаменитого Дю Солей. Первые спектакли уже прошли, но у горожан, которые хотят увидеть шоу, еще есть такая возможность. Гастроли в Петербурге продлятся до 26 октября. Самый дешевый билет на спектакль обходится в 800 рублей, но зал все равно заполнен до отказа.
Те, кто уже посмотрел шоу, говорят, что оно запомнится на всю жизнь. Спектакль рассказывает о вечной как мир истории любви юноши и девушки, живущих в большом городе и настолько разных, что им, кажется, не суждено быть вместе. Но чтобы рассказать эту историю, ее авторы изобрели особый язык, в котором впервые в мире цирковое искусство оказалось соединенным с элементами уличной культуры.
Корреспондент «Вечёрки» побывала за кулисами шоу, чтобы расспросить у артистического директора Кристиана «Санчо» Гарматтера (на фото), как оно создавалось.
Открытия начались, как только мы встретились. Оказалось, что человек, занимающий эту солидную должность, лишь немного старше артистов, которые в этот момент увлеченно репетировали на сцене свои номера перед вечерним выступлением.
— Санчо, когда слышишь слова «артистический директор», представляешь себе человека в годах и даже убеленного сединами. Особенно если речь идет о таком знаменитом бренде, как цирк «Элуаз». А вы — совсем молодой человек! Как давно вы работаете с цирком?
— Спасибо за комплимент! Все дело в том, что я просто очень рано начал. Сначала, еще подростком, танцевал брейк-данс на улицах, в клубах, потом стал ставить собственные спектакли. С Цирком дю Солей я впервые стал сотрудничать в 2006 году, с момента создания шоу «Лав» на тему музыки «Битлз». Это стационарное шоу в Лас-Вегасе, очень известное. Там я проработал два года, а затем вернулся в Монреаль. В 2009-м цирк «Элуаз» пригласил меня принять участие в создании шоу «Айди». Я выступал в нем, гастролировал с ним по миру до 2011 года, а потом стал все больше заниматься работой над хореографией, интегрированием в спектакль новых артистов. Должность артистического директора шоу «Айди» я занял летом этого года.
— «Элуаз» — это канадский цирк и, наверное, большинство ваших артистов — из Канады?
— Сейчас в спектакле задействованы 19 исполнителей из разных стран мира — США, Канады, Франции, Бразилии, Испании, Швейцарии, Швеции, Германии, Великобритании, с острова Гуам. Примерно половина артистов — это люди с цирковым прошлым. Они окончили Национальную цирковую школу в Монреале, одну из лучших цирковых школ мира. Но это касается не всех. В нашем спектакле есть номера, которые исполняются на роликовых коньках, есть уличные танцы и велотриал (это одна из дисциплин маунтинбайка, заключающаяся в преодолении препятствий на велосипеде. — Прим. ред.). Этому не учат в цирковой школе, даже в монреальской. Там нет таких дисциплин. Поэтому артисты, которые пришли в спектакль с такими умениями, — самоучки. Они начинали на улицах.
— Как они оказались в вашем проекте?
— Перед гастролями в России мы устроили дополнительный кастинг — в первую очередь, чтобы выбрать танцоров. Поскольку я несколько лет работал в Лас-Вегасе и хорошо представлял себе тамошнюю танцевальную среду, я предложил провести кастинг именно в этом городе. Так мы взяли в шоу Брайана Боера и Мейнарда Малита, оба — танцоры-самоучки. Карьера Брайана, например, вообще началась по чистой случайности. Он путешествовал на круизном лайнере и как-то вечером решил поучаствовать в конкурсе талантов. После выступления ему тут же предложили работу, и вскоре Брайан стал участником команды «Танцующие на улице», которая развлекала гостей лайнера. Мейнард тоже начинал танцевать брейк-данс на улицах, он очень застенчив и стал выступать на сцене именно в попытках преодолеть собственные страхи. Мари Пандора, еще одна танцовщица, которую мы пригласили в спектакль именно под российский тур, не принимала участия в кастинге. Мы просто посмотрели видеозапись ее выступления, этого было достаточно. Пандора выступает в совершенно уникальной дисциплине под названием «поппинг», которая заключается в резком сокращении мышц тела. Когда смотришь на это, кажется, что перед тобой фигурка, которая движется на шарнирах! И еще перед тем, как ехать в Россию, мы взяли в труппу двух новых цирковых артистов — это Лори Адорнато и Йохан Притц. Они оба выпускники Национальной школы цирка в Монреале, хорошо известны в профессиональной среде.
— Наверное, желающих попасть на вакантные позиции было огромное количество?
— Мы проводили несколько просмотров, и на каждое место претендовали 25 — 30 человек. Интересно, что в процессе кастинга человек иногда вдруг начинал демонстрировать нечто, непосредственно к его будущим занятиям не относящееся, и это потом использовали в шоу. Например, роликовые коньки — это очень динамичная, немного бунтарская дисциплина, а предыдущий артист на этой позиции оказался очень лиричным — так родился романтический номер, который является одной из визитных карточек шоу «Айди».
— Что нового найдет для себя петербургский зритель, посмотрев ваш спектакль?
— То, чего раньше никогда не видел. Самое главное, что отличает наше шоу от всех остальных постановок, — это смесь профессионального цирка и городской культуры. Она никогда раньше не использовалась в цирковом представлении. И вот это необычное сочетание, в котором все составляющие выполнены на высочайшем профессиональном уровне, делает спектакль уникальным. Один из аспектов этой уникальности в том, что это очень энергичное, бунтарское молодежное шоу, и музыка, которая в нем задействована, идеально к нему подходит — это электронный рок. Причем вся музыка написана специально для шоу, ее авторы — композиторы Жан Фи Гонкальв и Алекс МакМэхон. Еще одна необычная составляющая спектакля — это декорации. По ходу действия они постоянно меняются, причем изображения, которые видит зритель, не нарисованы — это проекции. Сценограф, художник-оформитель и один из разработчиков видеоизображений — Робер Массикотт. Для создания декораций он использовал 3Д-маппинг (проецирование изображений на неровные поверхности. — Прим. ред.).
— Как родилась идея соединить два таких разных вида искусства — цирковое и уличное?
— Режиссер этого шоу — Жанно Пеншо. Он же — создатель и сооснователь цирка «Элуаз». Ему показалось, что у циркового искусства и уличной культуры очень много общего. И уличные художники, и цирковые артисты должны в самом начале своей профессиональной жизни прежде всего доказать свое право на место под солнцем. А потом, несмотря на всю соревновательность того, чем они занимаются, уметь работать в команде. Уметь, отдавая себя, быть частью чего-то большего. Так режиссер решил смешать цирковое искусство и уличную культуру, чтобы получить нечто необычное.
— «Сибур-арена», на которой вы показываете свой спектакль, — это совсем новая петербургская площадка. Вы ею довольны?
— Это очень хорошая площадка, я от нее просто в восторге! Она, с одной стороны, приближает ситуацию к театру, а с другой — это первая настоящая арена, на которой мы выступаем. Мне очень нравится идея переноса этого спектакля в арену. Потому что «Айди» имеет много общего с рок-концертом и именно это шоу в арене смотрится как никакое другое.