Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Атланты, хохлома и Летний сад

Корреспондент «ВП» поразился размаху творческой мысли авторов проектов нового въездного знака Петербурга

Символы Северной столицы в формулировке отечественных архитекторов и дизайнеров представлены в эти дни на выставке проектов нового въездного знака в Петербург. Конкурс на этот знак объявлен комитетом по градостроительству и архитектуре Смольного. Инициатор замены знаков — Гильдия управляющих и девелоперов.

Масштаб нового знака ограничен высотой не более 20 метров, шириной не более 25 метров и глубиной не более 10 метров.

— Новый въездной знак должен стать одним из символов Санкт-Петербурга, — рассказал член жюри конкурса полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Петербурге и Ленинградской области Александр Гришин. — Петербург сегодня стремится завоевать статус глобального города и усилить свое влияние в балтийском регионе. Городу нужны новые символы, олицетворяющие его новый облик. Вместе с тем въездной знак должен отражать культурные и исторические ценности, присущие Северной столице.

Нынешний въездной знак — образца 2005 года. Разработанный в архитектурной мастерской Феликса Романовского, он победил в творческом конкурсе того же КГА и по решению правительства города был установлен на Приморском, Пулковском и Рябовском шоссе. На остальных въездных магистралях в тот год были установлены временные конструкции, затем их все предполагалось сменить на «знаки Романовского».

Чем оказались плохи эти стойки в виде античной колонны с завитком, служащей подпорой для двойной надписи — «Санкт-Петербург» и «Ленинград — город-герой», сопровожденной орденами города? Критиковали их за громоздкость и за пародийно-прямолинейное прочтение образа классического Петербурга. Хвалили — за то, что упомянут героический статус города, который отнюдь не отменен с возвращением ему исторического названия. И вспоминали, что прежняя лаконичная надпись на двух «рожках» в качестве въездного знака была куда удачней — зачем превращать дорожный знак в монументальный артефакт?

Атланты держат надпись «Санкт-Петербург».

Масштаб нового знака ограничен высотой не более 20, шириной не более 25 и глубиной не более 10 метров. Он должен быть долговечным, экономичным в эксплуатации, хорошо просматриваться с автомобильной трассы в любое время суток и удачно вписываться в ландшафт. Сохранение надписи «Ленинград — город-герой» в условиях конкурса не предусмотрено — оно на усмотрение авторов. Основное требование: знак должен «содержать идею, отражающую образное представление о Санкт-Петербурге с включением ассоциативного ряда, ориентированного на символы города».

Античная колонна с консолью по образцу 2005 года называется «Лента времени».

Корреспондент «ВП» побывала на выставке проектов и застала расцвет гигантомании, усиленной щедрым декорированием. Если над автотрассой то ли имитация разорванного кольца блокады, то ли символ разведенных мостов над Невой, то боковины этих полуарок еще и украшены узором под хохлому.

Если надпись «Санкт-Петербург» нависает над головами автомобилистов поперек магистрали, то разновеликие литеры еще и мерцают в темное время суток «северным сиянием». Надпись держат атланты. Она идет по приставленному к дороге веерному фрагменту решетки Летнего сада. Есть и античная колонна с консолью по образцу 2005 года, теперь она называется «Лента времени».

Боковины этих полуарок украшены узором под хохлому.

— Да, под эту штуку будет неприятно въезжать, — отозвался о пляшущих буквах один известный профессор архитектуры, имя которого не назовем, как и авторов проектов: проекты представлены под номерами, бренды архитектурных мастерских не должны влиять на мнение жюри, как и мнение почтенного профессора. — Знак должен четко и ясно объяснять, куда въезжаешь. Без дизайнерских изысков. Оставьте вы эти символы и литературщину в покое, используйте максимум кораблик Адмиралтейства! И звание города-героя, которое никто не отменял.

— А конкурсы проводить полезно, — добавил меж тем мэтр. — Так мы видим, кто на что способен. И начинающие архитекторы, и дизайнеры могут себя показать.

Победителей объявят и наградят еще до Нового года. Победа в конкурсе вовсе не будет означать автоматическую установку знака на магистралях, пояснили нам в КГА. Конкурс — это лишь соревнование концепций, обсуждение идей, показ талантов.

 

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
↑ Наверх