Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Атомные подлодки на Военно-морском салоне не поместились

Эксперты отмечают, что предприятиям оборонного комплекса удалось показать все, что разрешено показывать на публичных мероприятиях

Седьмой Международный военно-морской салон завершил свою работу. Как заявляют организаторы, он стал одной из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морских вооружений и судостроения. И как мы уже рассказывали в статье «Демонстрация силы как демонстрация знаний», в этом году было представлено больше конечных продуктов — двигателей, машин, катеров, глубоководных аппаратов и прочих чудес техники, нежели ни к чему не приложенных технологий, как это было раньше.

Салон пользовался успехом не только у специалистов. На территорию «Ленэкспо» с удовольствием приходили простые горожане. И дело даже не только в том, что время от времени в небе выступали авиационные группы высшего пилотажа, а в том, что было просто интересно и познавательно. 

Участниками экспозиции МВМС-2015 стали 423 предприятия из 28 стран, из них 40 — иностранные компании. Экспозиция МВМС-2015 разместилась на 17 000 квадратных метров выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов Морского вокзала и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу.

В фокусе фотоаппарата — тральщик из пластика и десантный корабль-трансформер

Кто-то говорит, что на первых салонах было больше участников, и они занимали не три павильона, как сейчас, а пять. Но тут надо понимать, что если раньше выставлялись предприятия, то теперь — корпорации. Например, Объединенная судостроительная корпорация представляет 58 предприятий из 14 регионов. То есть было не 58 стендов, а один стенд ОСК, что позволило сэкономить выставочные площади. 

На открытых площадках выставлялись торпеды и ракеты, сторожевые катера, вертолеты, у внутренних причалов гавани стояли катера совершенно различного назначения, ближе к морю разместились боевые корабли Военно-морского флота России, а на полигоне «Ржевка» специалисты могли увидеть в действии морское артиллерийское вооружение.

— К стрельбе готов. 

— Огонь!

На «Ржевку» простым обывателям было не попасть. Только специалистам по аккредитациям. В этом году на стрельбища пустили и журналистов.

«Ржевка» — испытательный полигон. То есть там нет постоянного гарнизона. Артиллеристы приезжают для испытаний конкретного оружия. Начальник полигона капитан Александр Тозик, встретивший нас у КПП, рассказал немного об истории этого места. Оказывается, испытательным полигон стал еще в начале XIX века. А через несколько десятков лет его передали в ведомство созданной при ВМФ Комиссии морских артиллерийских опытов, на нем начали испытывать исключительно морское оружие. Так, например, после Крымской войны, в период восстановления русского флота, в 1856 — 1870-х годах было создано и испытывалось около 20 образцов нарезной корабельной артиллерии. В общем, история полигона «Ржевка», или Охтинского поля, как он тогда назывался, богатая и заслуженная.

Со стрельбой затягивать не стали — буквально сразу после вступительного слова начальника раздался сигнал и объявление: «Внимание! На батарее начинаются опасные работы. Управляющим огнем укрыться и из укрытий не выходить». А потом по очереди отстреливали 11 представленных орудий, сопровождая их диалогами «управляющий огнем — командир»: «К стрельбе готов». — «Огонь!»

Многие комплексы показывали и на прошлых салонах. Например, 130-миллиметровая автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-130. Она устанавливается на большие корабли вроде нашего флагмана — атомного крейсера «Петр Великий». Или, как говорят артиллеристы, старая добрая АК-176. Она уже много лет исправно служит нуждам ВМФ. Только сейчас ей добавили радиозащиту в виде технологии «Стелс».

А вот установки А-190 и А-192 — новые и находятся в стадии испытаний. Первая, по словам Александра Тозика, должна стать самым используемым артиллерийским комплексом. Вторая — А-192 «Армат» — полностью автоматизированная и управляемая дистанционным образом. Она «выросла» из АК-130 и использует те же боеприпасы. На ней установлен оптико-электронный модуль, который позволяет обнаруживать цели на дальности до 60 км, а вычислитель системы может одновременно следить за четырьмя целями и выдавать данные для наведения орудия на две из них. Артиллеристы говорят, что А-192 — уникальный комплекс и на этом салоне к нему проявили интерес представители зарубежных стран.

Еще одна уникальная установка АК-630М. Она предназначена для оснащения ракетно-пушечных комплексов противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. Может также выполнять задачи по уничтожению самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападения противника, поражению малоразмерных морских надводных и береговых целей. Она способна производить 4500 — 5000 выстрелов в минуту на дальность до 5 километров. Это настоящий шквал огня. Для нее разработана специальная система охлаждения. Правда, уже есть модификация АК-630М-2 «Дуэт» с двумя стволами. И здесь уже 10 000 выстрелов в минуту. Правда, на салоне ее почему-то не показали.

Самый большой десантный корабль и самый немагнитный тральщик

Экспозицию кораблей эксперты критиковали. Мол, ничего нового и масштабного. Но, как объяснил корреспонденту «ВП» помощник главнокомандующего ВМФ России по связям с общественностью и СМИ Игорь Дыгало, многие корабли просто нет возможности показать. Все фрегаты на службе — в походах. Три из них, кстати, приписаны к Черноморскому флоту. 

Атомные корабли в Петербург пригнать невозможно. Во-первых, для этого надо отменять безатомную зону, что абсурдно, а во-вторых, для атомных подводных крейсеров надо углублять фарватер. Иностранных кораблей из-за санкций не было, хотя, как уверяют организаторы, приглашения были разосланы.

Журналистам показали корвет «Стойкий», десантный корабль «Евгений Кочешков», корабль противоминной обороны «Александр Обухов».

Первый — 4-й по счету корабль серии проекта 20380. На прошлом салоне из того же проекта показывали корвет «Стерегущий». Но в этом, как уверяет командир корабля капитан второго ранга Вячеслав Журавлев, — совершенно новая начинка. Что позволило чуть ли не вдвое сократить численность экипажа. Если на сторожевых кораблях обычно служили 247 человек, то на «Стойком» экипаж — 100 человек. Из оружия кроме уже описанных нами артиллерийских систем А-190, АК-630 на корвете установлены зенитно-ракетный комплекс «Редут», ракетный комплекс «Уран» и торпедная система, вооруженная двумя торпедами и двумя антиторпедами. Последним, по словам Вячеслава Журавлева, аналогов в мире нет. Так же, как рассказал командир, автономность плавания сейчас зависит только от топлива. Собственное оборудование позволяет бесперебойно снабжать экипаж пресной водой.

Но на этих инновациях ни моряки, ни производители не останавливаются. Экипаж, как уверяет Вячеслав Журавлев, постоянно находится в тесном взаимодействии с производителями и постоянно подает промышленникам рекламации: какие системы можно улучшить, какие доработать.

А вот минный тральщик просто уникален. Это первый в мире корабль из монолитного пластикового корпуса. Это головной корабль целой серии, которая строится на одном из петербургских заводов. Как объяснил корреспонденту «Вечернего Петербурга» один из офицеров, сейчас тральщики уже ничего не тралят. В воду опускаются специальные системы, которые исследуют дно и акваторию в целом. Корпус из композитных материалов делает корабль практически невидимым для противника, а еще обладает высокой прочностью: вместе с немагнитностью это позволяет достичь большей живучести корабля при действиях в противоминных операциях.

Еще один экспонат — самый большой в мире десантный корабль «Евгений Кочешков». Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки корабль может передвигаться по земле, болотистой местности, преодолевать рвы, траншеи и минные заграждения, высаживать десант в глубине обороны противника. Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн или 10 бронетранспортеров суммарной массой до 131 тонны и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков. Также вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек.

«Старый Оскол» пойдет в Новороссийск

Также в рамках МВМС-2015 состоялась торжественная церемония поднятия военно-морского флага на большой дизель-электрической подводной лодке проекта 636.3 «Старый Оскол», третьей в серии ДЭПЛ, построенных на Адмиралтейских верфях. 

Ее строительство стало продолжением реализации долгосрочного плана Министерства обороны России по восстановлению боевой готовности Черноморского флота и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок для Военно-морского флота России.

В рамках Военно-морского салона новая дизель-электрическая подлодка вошла в состав ВМФ

Это модернизированный проект, аналогов которому в мире нет. Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Они считаются одними из самых малошумных в мире. Скорость подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения — 300 метров, автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека, подводное водоизмещение — около 4 тысяч тонн. 

Особенностью ДЭПЛ проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр», а также обновленным радиоэлектронным оборудованием.

Подъем Андреевского флага на борту — это символ того, что корабль вошел в состав ВМФ России.

В прошлом году ВМФ были переданы две первые лодки серии — «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». Строительство трех завершающих кораблей идет в соответствии с контрактными обязательствами: четвертая подводная лодка готовится к выходу на заводские ходовые испытания, а завершающие серию «Великий Новгород» и «Колпино» находятся в стапельном периоде постройки. 

«Старый Оскол» войдет в состав сформированной в Новороссийске 4-й отдельной бригады, куда в текущем году войдут «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону». Интересно, что командует кораблем капитан 2-го ранга Андрей Кириченко — коренной житель города Старый Оскол.

«Калашников» сделал катера

В павильонах тоже было много интересного. Например, на этом Военно-морском салоне состоялся первый публичный запуск дизельного двигателя нового поколения «Пульсар» мощностью 1440 кВт.

Как рассказал руководитель этого проекта Сергей Хильченко, им удалось создать компактный и экономичный дизель:

— Это самый мощный из универсальных двигателей. Нам удалось уменьшить расход топлива на 2 — 3 процента, что, на взгляд обывателя, не так много, но дает существенную экономию при условии длительности работы. Он легкий — редко какой двигатель можно вот так привезти и показать. И самое главное, 95 процентов комплектующих — нашего собственного производства. 

Огонь ведет еще советская артиллерийская система АК-100. Новинка — А-192 — готовится к стрельбе

Удивил концерн «Калашников». На этот раз предприятие представило новые... катера. Да, концерн расширяет линейку продукции и уже не ограничивается оружием. На салоне предприятие представило единую боевую группу десантных катеров, вооруженных, понятно, автоматами и пулеметами системы Калашникова. А поскольку их впервые поставили на воду, пришлось решать проблему прицеливания в условиях качки. Для этого был разработан гидростабилизатор, который удерживает оружие в горизонтальной плоскости, плюс система дистанционного управления, которая позволяет держать в памяти одновременно до десяти целей и при необходимости к ним возвращаться.

Суть же единой боевой группы, по словам представителей концерна, в том, что все катера имеют возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов, гарантируют дальность плавания до 400 миль, что позволяет скоординированно работать на выполнение единой боевой задачи.

Интересно, что роль морпехов на катерах «Калашникова» играли бойцы одной из частных военных компаний России. Это новое веяние. И пока российские ЧВК не участвуют в боевых действиях, поскольку российские законы, в том числе и Уголовный кодекс РФ, запрещают организацию вооруженных формирований. 

Сейчас ЧВК в России работают, как ЧОПы, но работа над изменением законодательства уже началась. Да и само участие ЧВК в Военно-морском салоне — уже заявка.

Специалистов обидели

А вот настроение сотрудников одного из стендов, представленных петербургским проектным предприятием, было не на высоте. Они по заказу ОСК разработали концепции развития всех ее верфей. Но когда дело подошло к разработке проекта первой — петербургской Северной верфи, — эту работу отдали не профильному КБ, который занимается технологиями судостроения и судоремонта, а компании, которая проектировала, например, «Охта Центр», новое здание Мариинского театра, а также новый стадион. Специалисты были в расстройстве. Как рассказал директор центра судостроительных технологий Валерий Киреев, они предлагали модернизацию верфей последовательную:

— Мы подгоняли объемы производства под программу строительства кораблей ВМФ. Например, сейчас авианосец еще только в проекте, и док для его размеров просто не нужен, но зато нужен док для фрегатов. И первой очередью мы предложили модернизировать предприятие под строительство фрегатов, а потом, когда авианосец появится в программе строительства (а это будет уже после 2030 года), увеличить мощности. Это бы сэкономило бюджету большие деньги. Непрофильные же компании действуют сразу с размахом авианосцев. Это нерационально. И Главгосэкспертиза может проект такого неоправданного размаха не утвердить.

Проектанты представили интерактивный макет реконструкции Северной верфи, но за время работы салона их не посетили ни представители ОСК, ни представители ВМФ, ни представители Министерства промышленности, которые, собственно, и объявляли конкурс на развитие российских верфей.

↑ Наверх